ФООП ООО УО 23-28 уч.г.
Описание образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - АООП УО)
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
и ФАОП УО Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 г. N 1026
Федеральный
государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35850).
В соответствии с ФАООП УО
образовательные организации самостоятельно разрабатывают и утверждают
адаптированную основную общеобразовательную программу.
Содержание АООП УО представлено
учебно-методической документацией (федеральный учебный план, федеральный
календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания,
федеральный календарный план воспитательной работы), определяющей единые для
Российской Федерации базовые объем и содержание образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная
основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это
общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная
основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ―
Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
В основу разработки АООП для
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению
АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые
проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Применение дифференцированного
подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие
содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход
основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки,
раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики
развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Деятельностный подход в
образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации
деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации
познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий
овладение ими содержанием образования.
Для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного подхода
обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого
характера; прочное усвоение
обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности
и поведения, возможность их
продвижения в изучаемых предметных областях; существенное повышение мотивации и
интереса к учению, приобретению
нового опыта
деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного
развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают
не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений
и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
В основу АООП образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены
следующие принципы:
принципы государственной политики РФ в области
образования (гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); принцип коррекционно-развивающей
направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности
обучающегося и расширение его
«зоны ближайшего развития» с
учетом особых образовательных потребностей; принцип практической
направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым
материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и
умений, имеющих первостепенное значение для решения практико ориентированных
задач; принцип воспитывающего обучения,
направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений
(правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов
поведения в разных социальных средах; онтогенетический принцип;
принцип преемственности, предполагающий
взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения:
от младшего до старшего школьного возраста;
принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие
внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными
областями и учебными предметами, входящими в их состав; принцип учета возрастных
особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и
результаты личностных достижений; принцип учета особенностей психического
развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями); принцип направленности на формирование деятельности,
обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметнопрактической
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением; принцип переноса усвоенных знаний и умений и
навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные
ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире; принцип сотрудничества с семьей.
Организация должна обеспечить требуемые для
обучающихся условия обучения и воспитания с учетом имеющихся у них нарушений, в
том числе нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройств
аутистического спектра.
АООП УО (вариант 1) включает обязательную часть и
часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Сроки реализации АООП УО (вариант 1) для обучающихся
с умственной отсталостью составляют (интеллектуальными нарушениями) 9 - 13 лет.
В реализации АООП УО (вариант 1) может быть выделено
два или три этапа:
I этап - 1 - 4
классы и дополнительный класс;
II
этап - 5 - 9 классы; III этап - 10 - 12 классы.
Цель первого этапа состоит в формировании основ
предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития
обучающихся.
На данном этапе организуется первый дополнительный
класс, деятельность которого направлена на решение диагностико-пропедевтических
задач:
выявить индивидуальные возможности каждого
обучающегося, особенности его психофизического развития, оказывающие влияние на
овладение учебными умениями и навыками; сформировать у обучающихся физическую,
социально-личностную,
коммуникативную и интеллектуальную готовность к
освоению АООП; сформировать готовность к участию в систематических учебных
занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с
учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время; обогатить знания обучающихся
о социальном и природном мире, опыт в доступных видах детской деятельности
(рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра).
Цель второго
этапа направлена на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений
обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Цель третьего этапа реализации АООП УО направлены на
углубленную трудовую подготовку и социализацию обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые необходимы для их самостоятельной
жизнедеятельности в социальной среде.
К особым образовательным потребностям, характерным
для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
в том числе глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих, с
НОДА, РАС, относятся:
а) выделение пропедевтического периода в
образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным
этапами;
б) введение специальных учебных предметов и
коррекционных курсов, способствующих формированию представлений о природных и
социальных компонентах окружающего мира, целенаправленное формирование умений и
навыков социально-бытовой ориентировки;
в) опора на
формирование и развитие познавательной деятельности и познавательных процессов,
овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими
успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений
обучающегося с окружающей средой;
г) возможность обучения по программам
профессиональной подготовки
квалифицированных рабочих, служащих;
д) психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие
обучающегося с педагогического работниками и другими
обучающимися;
е) раскрытие интересов и способностей обучающихся в
разных видах практической и творческой деятельности с учетом структуры
нарушения, индивидуальных особенностей;
ж) психолого-педагогическое сопровождение,
направленное на установление
взаимодействия семьи и организации;
з) постепенное расширение образовательного
пространства, выходящего за
пределы организации.
В отношении глухих, слабослышащих, позднооглохших
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
особые образовательные потребности дополняются потребностями в:
а) обеспечении особой пространственной и временной
организации образовательной среды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы, нейродинамики психических процессов, состояния
слуха, времени, причин и характера его нарушения, дополнительных нарушений
здоровья;
б) обеспечении индивидуального
психолого-педагогического сопровождения кохлеарно имплантированных обучающихся
с легкой умственной отсталостью в первоначальный период после операции на
этапе, запускающем реабилитацию;
в) введении специальных учебных предметов и
коррекционных курсов в содержание образования, учитывающих комплексных характер
нарушений
(нарушения слуха и интеллектуальные нарушения);
г) формировании
и развитии словесной речи с учетом индивидуальных возможностей обучающихся;
освоении и использовании жестовой речи (русского жестового языка) как средства
межличностной коммуникации с лицами, имеющими нарушение слуха и как
вспомогательного средства обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей
обучающихся;
д) реализации слабослышащими, позднооглохшими,
кохлеарно имплантированными обучающимися умений устной коммуникации в знакомых
ситуациях урочной и внеурочной деятельности;
е) формировании
и развитии слухового восприятия неречевых звучаний и речи, слухозрительного
восприятия устной речи, ее произносительной стороны, формировании умения
использовать возможности слухового восприятия в повседневной жизни (с помощью
индивидуальных слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов);
ж) использовании
в образовательном процессе с учетом медицинских и сурдопедагогических
рекомендаций звукоусиливающей аппаратуры разных типов: индивидуальных слуховых
аппаратов, аппаратуры коллективного и индивидуального пользования (стационарной
или беспроводной), при необходимости применение вибротактильных устройств.
В отношении слепых и слабовидящих обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) особые
образовательные потребности дополняются потребностями в:
а) обеспечении
особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом
зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени
нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции
зрения с помощью оптических приспособлений, режима зрительной и (или) тактильной,
физической нагрузок;
б) развитии приемов полисенсорного восприятия
предметов и объектов окружающего мира, целенаправленном формировании
компенсаторных способов деятельности;
в) обеспечении доступности учебной информации для
зрительного (для слабовидящих), для зрительного и тактильного (для слепых с
остаточным зрением) и тактильного (для тотально слепых и слепых со
светоощущением) ее восприятия;
г) преимущественном использовании индивидуальных
учебных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения,
клинической картины зрительного нарушения, возможностей остаточного зрения и
(или) тактильного восприятия;
д) формировании познавательных
действий и ориентировки в микро- и макропространстве, коррекции нарушений в
двигательной сфере;
е) целенаправленном развитии сенсорно-перцептивной
деятельности, ориентировочных действий, расширении, обогащении и коррекции
предметных и пространственных представлений у слабовидящих;
ж) развитии речи и коррекции речевых нарушений,
активном использовании в образовательном процессе речи как средства компенсации
нарушенных функций при внимании к профилактике и устранению вербализма и
формализма речи.
В отношении
обучающихся с НОДА и с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) особые образовательные потребности дополняются потребностями в:
а) обеспечении особой пространственной и временной
организации образовательной среды на основе использования двигательного и
охранительного педагогического режимов;
б) отборе и адаптации учебно-познавательных задач,
имеющих практикоориентированную направленность и решаемых в различных предметных
областях;
в) развитии и совершенствовании коммуникативных
возможностей с применением средств вербальной и невербальной коммуникации, в
том числе средств дополнительной, альтернативной коммуникации;
г) реализации программы коррекционной работы психолога,
логопеда (включая коррекцию произносительной стороны речи), помощи тьютора и
(или) ассистента при необходимости;
д) проведении
специальной работы по формированию и коррекции двигательных функций, в том
числе общей и мелкой моторики, манипулятивной функции рук;
е) потребность в реализации специальных подходов к
физическому воспитанию и развитию навыков самообслуживания;
ж) расширении образовательного пространства
организации за счет внешнихсредовых ресурсов.
В отношении обучающихся с РАС и с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) особые образовательные потребности
дополняются потребностями в:
а) обеспечении особой пространственной и временной
организации образовательной среды, отвечающей характеристикам: постоянство и
предсказуемость, четкая пространственно-временная организация учебного процесса,
минимизация стимулов, учитывающая истощаемость и сенсорную гиперчувствительность
обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
б) специальном индивидуальном педагогическом
сопровождении и (или) технической помощи в урочной и внеурочной деятельности,
основанном на психолого-педагогических технологиях поддержки обучающегося с
расстройством аутистического спектра в сложной и новой ситуации (в том числе
коммуникативной);
в) наличии отдельного помещения для психологической
разгрузки.
2.3. Планируемые
результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы
. Результаты освоения с обучающимися с легкой
умственной отсталостью АООП оцениваются как итоговые на момент завершения
образования.
Освоение обучающимися АООП УО (вариант 1)
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место
принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения
основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
Личностные результаты
освоения АООП УО (вариант 1) образования включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП УО (вариант
1) относятся:
1)
осознание себя как гражданина России; формирование
чувства гордости за свою Родину;
2)
воспитание уважительного отношения к иному мнению,
истории и культуре других народов;
3)
сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
5)
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6)
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
7)
способность к осмыслению социального окружения, своего места
в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9)
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
10)
способность к осмыслению картины мира, ее
временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
11)
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12)
развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания
к чувствам других людей;
13)
сформированность установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
14)
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
освоения АООП УО (вариант 1) образования включают освоенные обучающимися знания
и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным
критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Предметные
результаты освоения АООП обучающихся с легкой умственной отсталостью разных
нозологических групп (глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых,
слабовидящих, с НОДА, РАС) могут дифференцироваться в зависимости от особенностей
сенсорной, речевой, двигательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
АООП УО (вариант 1) определяет два уровня овладения
предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для
большинства обучающихся с умственной отсталостью. Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является
препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том
случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными
результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации
психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных
представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на
обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).