АООП ООО ЗПР 23-28 уч.г.
Описание образовательной программы
Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС
ООО) «обеспечивает вариативность содержания образовательных программ основного
общего образования, возможность формирования программ основного общего образования
различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных
потребностей и способностей обучающихся, включая детей с ограниченными
возможностями здоровья».
Адаптированная основная
общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития (далее – АООП ООО обучающихся с ЗПР)
разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, предъявляемыми к структуре,
условиям реализации и планируемым результатам освоения основной
общеобразовательной программы основного общего образования, в
соответствии с Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программой основного общего образования, с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на уровне
основного общего образования.
Структура АООП
ООО обучающихся с ЗПР включает целевой, содержательный и организационный
разделы.
Целевой раздел определяет
общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации в
соответствии ФАООП ООО обучающихся с ЗПР, а также способы определения
достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: пояснительную
записку;
цели и задачи реализации
АООП ООО обучающихся с ЗПР; принципы и подходы к формированию АООП ООО
обучающихся с ЗПР; планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО
обучающихся с ЗПР.
Содержательный раздел
определяет общее содержание основного общего образования обучающихся с ЗПР и
включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов: рабочие программы учебных предметов;
программу формирования универсальных учебных
действий; рабочую программу воспитания; программу коррекционной работы, включая
программы коррекционных курсов.
Организационный раздел определяет общие рамки организации
образовательного процесса.
Организационный раздел
включает: учебный план;
план внеурочной
деятельности; календарный учебный график; календарный план
воспитательной работы.
Решение о получении
образования обучающимся с ЗПР на уровне основного общего образования по
адаптированной основной общеобразовательной программе принимается на основе
заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК),
сформулированного по результатам его комплексного
психолого-медикопедагогического обследования. АООП ООО обучающихся с ЗПР,
имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации и/или
абилитации инвалида (далее – ИПРА) в части создания специальных условий
получения образования.
АООП ООО обучающихся с ЗПР
может быть реализована в образовательных организациях разных типов: как в
образовательных организациях общего типа, так и в специальных образовательных
организациях или специальных классах, реализующих адаптированную основную
общеобразовательную программу основного общего образования обучающихся с ЗПР.
Категория
обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная группа среди обучающихся с ОВЗ,
характеризующаяся крайней неоднородностью состава, которая обусловлена
значительным разнообразием этиологических факторов, порождающих данный вид
психического дизонтогенеза, что обусловливает значительный диапазон
выраженности нарушений. Комплекс биосоциокультурных факторов, вызвавшиху
обучающегосязадержку психическогоразвития, включающий функциональную и/или органическую
недостаточность центральной нервной системы, и отсутствие или недостаточность
специализированной помощи на уровне начального общего образования приводят в
ряде случаев к особой выраженности и стойкости данного нарушения развития, что
определяет необходимость обеспечения специальных образовательных условий при
обучении таких обучающихся на уровне основного общего образования. Обучающиеся
с ЗПР нуждаются в пролонгированной коррекционной работе, направленной на
развитие навыков, необходимых для формирования учебных и социальных
компетенций, преодоление или ослабление нарушений в психофизическом и
социально-личностном развитии.Даже при условии получения специализированной
помощи в период обучения в начальной школе, обучающиеся с ЗПР, как правило,
продолжают испытывать определенные затруднения в учебной деятельности, обусловленные
дефицитарными познавательными способностями, специфическими недостатками
психологического и речевого развития, нарушениями регуляции поведения и
деятельности, пониженным уровнем умственной работоспособности и продуктивности.Адаптированная
основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся
с задержкой психического развития (АООП ООО обучающихся с ЗПР) – это
образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории
обучающихсяс учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, особых образовательных потребностей, обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию.АООП ООО самостоятельно разрабатывается и
утверждается образовательной организацией в соответствии с ФГОС ООО с привлечением
органов самоуправления (совета образовательной организации, попечительского
совета, управляющего совета и др.), обеспечивающих государственно-общественный
характер управления Организацией.
АООП основного общего
образования обучающихся с ЗПР предназначена для освоения обучающимися, успешно
освоившими адаптированную основную общеобразовательную программу начального
общего образования (АООП НОО) обучающихся с ЗПР (варианты 7.1 и 7.2) в
соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, и при этом нуждающихся в пролонгации
специальных образовательных условий на уровне основного общего образования.
Успешное освоение обучающимися с ЗПР АООП начального общего образования
является необходимым
Целями реализации адаптированной
основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся
с ЗПР являются:
достижение выпускниками планируемых результатов:
знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, как академических, так
и социальных (жизненных), определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление
и развитие личности обучающегося с ЗПР в ее самобытности,
уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и
реализации образовательной организацией адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР
предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия адаптированной основной
общеобразовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования; обеспечение преемственности начального
общего и основного общего образования; обеспечение доступности получения
качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов
освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего
образования обучающимися с ЗПР; установление требований к воспитанию
обучающихся с ЗПР как части образовательной программы и соответствующему
усилению воспитательного и социализирующего потенциала образовательной организации,
инклюзивного подхода в образовании, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического
сопровождения каждого обучающегося с ЗПР на уровне основного общего
образования; обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм
организации
учебных занятий, взаимодействия всех участников
образовательных отношений; взаимодействие образовательной организации при
реализации основной общеобразовательной программы с социальными партнерами, в
том числе, с центрами психолого-педагогической и социальной помощи,
социально-ориентированными общественными организациями; выявление и развитие
способностей обучающихся с ЗПР, их интересов посредством включения их в
деятельность клубов, секций, студий и кружков, включения в общественно полезную
деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных
организаций дополнительного образования; организацию творческих конкурсов,
проектной и учебно-исследовательской
деятельности; участие обучающихся c ЗПР,
их родителей (законных представителей), педагогических работников и
общественности в проектировании и развитии внутришкольной инклюзивной
социальной среды, школьного уклада; сохранение и укрепление физического,
психологического и социального здоровья
обучающихся с ЗПР, обеспечение их безопасности.
1.1.1.2. Принципы формирования и механизмы реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития
Методологической основой ФГОС ООО является
системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих
требованиям современного общества, инновационной экономики, задачам построения
российского гражданского общества на основе принципов диалога культур и
уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
ориентацию на достижение основного результата
образования – развитие личности обучающегося с ЗПР, его активной
учебно-познавательной деятельности на основе освоения универсальных учебных
действий, познания и освоения мира; формирование готовности обучающегося с ЗПР
к саморазвитию и дальнейшему обучению;
признание решающей роли содержания образования,
способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в
достижении целей личностного и социального развития обучающихся с ЗПР;
учет индивидуальных, возрастных и психофизиологических
особенностей обучающихся с ЗПР при построении образовательного процесса на
уровне основного общего образования и определении образовательно-воспитательных
целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных
траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей и
подростков с ЗПР;
преемственность адаптированных основных
общеобразовательных программ для обучающихся с ЗПР, проявляющуюся во
взаимосвязи и согласованности в отборе содержания образования, а также в
последовательности его развертывания по уровням образования и этапам обучения в
целях удовлетворения особых образовательных потребностей, обеспечения
системности знаний, повышения качества образования и обеспечения его
непрерывности;
принцип единства учебной и воспитательной
деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение
обучающимися с ЗПР личностных результатов освоения образовательной программы;
принцип здоровьесбережения, предусматривающий
исключение образовательных технологий, которые могут нанести вред физическому и
психическому здоровью обучающихся с ЗПР, приведение объема учебной нагрузки в
соответствие с требованиями СанПиН РФ.
Адаптированная основная общеобразовательная
программа основного общего образования формируется с учетом
психолого-педагогических особенностей развития и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР 11–15 лет.
Срок получения основного общего образования при
обучении по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся
с задержкой психического развития составляет 5 лет (5–9 классы). При обоснованной
необходимости для обучающихся с ЗПР, независимо от применяемых образовательных
технологий, срок получения основного общего образования может быть увеличен, но
не более, чем до шести лет (ФГОС ООО, Раздел 1. Общие положения, п. 17). В этом
случае обучение может быть организовано по индивидуальному учебному плану,
разрабатываемому образовательной организацией самостоятельно, с учетом
пролонгации года. Соответствующая корректировка вносится в рабочие программы
учебных предметов, курсов, модулей.
Особенности построения содержания
образовательной программы Адаптированная основная
общеобразовательная программа (АООП) – это учебнометодическая документация на
основе ФАОП (учебный план, календарный план, учебный график, рабочие программы
учебных предметов, иные компоненты), определяющая объем и содержание
образования определенного уровня, планируемые результаты освоения
образовательной программы, условия образовательной деятельности применительно к
определенной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированная основная общеобразовательная
программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития разрабатывается в соответствии со ФГОС основного общего образования, с
учетом Федеральной основной общеобразовательной программы (ФООП), на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы основного
общего образования (ФАООП ООО) обучающихся с задержкой психического развития.
Образовательная организация, разрабатывая основную
общеобразовательную программу, использует содержащуюся в ФАООП ООО документацию
с учетом своих возможностей и особенностей осуществления образовательной
деятельности.
Требования к предметным результатам обучающихся с
ЗПР в части итоговых достижений к моменту завершения обучения на уровне
основного общего образования должны полностью соответствовать требованиям к
предметным результатам для обучающихся по основной общеобразовательной
программе, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Для обучающихся с ЗПР необходим дифференцированный
подход к отбору содержания программ учебных предметов с учетом особых образовательных
потребностей и возможностей обучающегося. Объем знаний и умений по учебным
предметам несущественно сокращается за счет устранения избыточных по отношению
к основному содержанию требований.
Тематическое планирование и количестве часов,
отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования
обучающихся с ЗПР, в целом совпадают с соответствующим разделом федеральной
основной общеобразовательной программы основного общего образования (ФООП ООО).
При этом Организация вправе сама вносить изменения в содержание и распределение
учебного материала по годам обучения, в последовательность изучения тем и
количество часов на освоение каждой темы, определение организационных форм
обучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется выбранным
образовательной организацией УМК, индивидуальными психофизическими
особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими учебных
тем.