АООП НОО ЗПР 23-28 уч.г.
Описание образовательной программы
Цель реализации ФАОП НОО обучающихся с ЗПР:
обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими
социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает
решение следующих основных задач:
− формирование
общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
− достижение
планируемых результатов освоения ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР, целевых
установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями
развития и состояния здоровья;
− становление и
развитие личности обучающегося с ЗПР в ее индивидуальности, самобытности,
уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей
познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
− создание
благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР;
− обеспечение доступности получения качественного
начального общего образования; − обеспечение преемственности начального общего и
основного общего образования;
− выявление и
развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР через организацию их
общественно полезной деятельности, проведения спортивнооздоровительной работы,
организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций,
студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого
взаимодействия), проведении спортивных, творческих и других соревнований;
− использование
в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа;
− предоставление
обучающимся с ЗПР возможности для эффективной самостоятельной работы;
− участие
педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей)
и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
− включение
обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды
(населенного пункта, района, города).
Общая характеристика ФАОП НОО (вариант 7.2)
ФАОП НОО, вариант 7.2, предполагает, что
обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений
по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения.
ФАОП НОО (вариант 7.2) предусматривает обеспечение
коррекционной направленности всего образовательного процесса при его особой
организации: пролонгированные сроки обучения, проведение индивидуальных и
групповых коррекционных занятий, особое структурирование содержание обучения на
основе усиления внимания к формированию социальной компетенции.
Сроки получения начального общего образования
составляют 5 лет.
Для обеспечения возможности освоения обучающимися
ФАОП НОО, вариант 7.2, может быть реализована сетевая форма реализации
образовательных программ.
Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно
освоить отдельный предмет в структуре ФАОП НОО (вариант 7.2) не должна служить
препятствием для продолжения освоения данного варианта программы, поскольку у обучающихся
с ЗПР может быть специфическое расстройство чтения, письма, арифметических
навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а также выраженные нарушения
внимания и работоспособности, препятствующие освоению программы в полном
объеме. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания
ФАОП НОО (вариант 7.2) специалисты, осуществляющие психолого-педагогическое
сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной
работы соответствующим направлением работы.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на
уровне начального общего образования должна проводиться с учетом возможных
специфических трудностей обучающегося с ЗПР. Вывод об успешности овладения
содержанием образовательной программы должен делаться на основании
положительной индивидуальной динамики.
ФАОП НОО (вариант 7.2) адресована обучающимся с
ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы,
отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях
(замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности).
Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных
процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в
той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в
целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности,
как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но
часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и
субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального
эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с
недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной
регуляции, гиперактивностью.
Особые образовательные потребности
обучающихся с ЗПР
− получение
специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного
нарушения развития;
− выделение
пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между
дошкольным и школьным этапами;
− получение
начального общего образования в разных формах: как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным программам, при
обязательном условии создания специальных условий получения образования,
адекватных образовательным потребностям обучающихся с ЗПР;
− обязательность
непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание
предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
− психологическое
сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогическими
работниками и другими обучающимися;
− психологическое
сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и
образовательной организации;
− постепенное
расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной
организации.
− Для
обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие
специфические образовательные потребности:
− обеспечение
особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом
функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов обучающихся
с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего
тонуса);
− увеличение
сроков освоения АООП НОО до 5 лет;
− гибкое
варьирование организации процесса обучения путем расширения или сокращения
содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и
использования соответствующих методик и технологий;
− упрощение
системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
− организация
процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР ("пошаговом" предъявлении материала, дозированной
помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития);
− наглядно-действенный
характер содержания образования;
− развитие
познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции
и профилактики нарушений;
− обеспечение
непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности
обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с
учебными заданиями самостоятельно;
− постоянная
помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и
совершенствовании освоенных умений;
− специальное
обучение "переносу" сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
− необходимость
постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
− постоянное
стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
− использование
преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
− комплексное
сопровождение, направленное на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию
поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на
компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной
саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
− специальная
психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих
трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
− развитие и
отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование
навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных
контактов;
− обеспечение
взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества
с родителями (законными представителями), активизация ресурсов семьи для
формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных
ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные
потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению
качественного образования.
1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися ФАОП НОО
(вариант 7.2)
Все наполнение программы начального общего
образования (содержание и планируемые результаты обучения) подчиняется
современным целям начального образования, которые представлены во ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ как система личностных, метапредметных и предметных достижений
обучающегося.
Личностные результаты включают ценностные отношения обучающегося к
окружающему миру, другим людям, а также к самому себе как субъекту
учебнопознавательной деятельности (осознание ее социальной значимости,
ответственность, установка на принятие учебной задачи).
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД, которые обеспечивают
успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к
самообразованию и саморазвитию.
В результате освоения содержания различных
предметов, курсов, модулей обучающиеся с ЗПР овладевают рядом междисциплинарных
понятий, а также различными знаково-символическими средствами, которые помогают
обучающимся применять знания как в типовых, так и в новых, нестандартных
учебных ситуациях.
При определении подходов к контрольно-оценочной
деятельности обучающихся с ЗПР учитываются формы и виды контроля, а также
требования к объему и числу проводимых контрольных, проверочных и
диагностических работ.
В соответствии с дифференцированным и
деятельностным подходами содержание планируемых результатов описывает и
характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие
обучающимся успешно решать учебные и учебнопрактические задачи, а также задачи,
по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям