Содержание Наименование Стр. 1 Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 5 1.3. Содержание общеразвивающей программы 6 1.4. Планируемые результаты 8 2 Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации 2.1. Условия реализации программы 10 2.2. Формы контроля и оценочные материалы 11 3 Список литературы 11 1 Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Химия: легко и просто!» предназначена для обучающихся 5-9 классов. Программа рассчитана на 34 часа. Программа имеет естественно-научную направленность. Содержание программы знакомит обучающегося со свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, поэтому уровень освоения дополнительной образовательной программы можно определить как стартовый. Нормативно-правовые основания разработки программы: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации». 2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 5. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 6. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). 7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 7 декабря 2018 г., протокол № 3). 8. Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015). 11. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467). 12. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». 13. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий». 14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитание и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых". 16. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 № 900-ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года». Содержание программы актуально тем, что ребёнок с рождения окружён различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Знакомство учащегося с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ в среде его обитания. Ребята этого возраста очень любознательны и привитие интереса к предмету в данный период представляется очень привлекательным. Программа составлена с учётом возрастных особенностей и возможностей ребёнка; в то же время содержит большой развивающий потенциал. На занятиях ребёнок знакомится с лабораторным оборудованием, приобретает навыки работы с химической посудой и учится проводить простейшие химические эксперименты с соблюдением правил техники безопасности. В качестве химических реактивов используются вещества, знакомые детям: поваренная соль, питьевая сода, уксус, лимонная кислота, активированный уголь и т.д С учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста курс построен по принципу позитивного эгоцентризма, то есть от ребенка: «Я и вещества вокруг меня». С целью поддержания интереса к занятиям и обеспечения доступности изучаемого материала основным методом обучения выбран химический эксперимент. Изучение курса способствует решению следующих задач: • развитие интереса к химии; • формирование первоначальных понятий о веществах живой и неживой природы; • выработка навыков безопасного обращения с химической посудой и веществами. • подготовка учащихся к восприятию нового предмета, сокращение и облегчение адаптационного периода. При реализации данной образовательной программы предусмотрено большое количество практических работ с использованием современного специализированного лабораторного оборудования. 1.2. Цель дополнительной образовательной программы: развитие наблюдательности, творческого потенциала и индивидуальных способностей обучающихся. Изучив данный курс образовательной дополнительной программы обучающийся должен Знать: состав и свойства веществ и предметов, окружающих его в повседневной жизни, уметь: • проводить химический эксперимент; • соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными препаратами, средствами гигиены, препаратами бытовой химии, при работе в лаборатории; • готовить растворы, проводить простейший анализ. Формами контроля усвоения материала являются отчеты по практическим работам, творческие работы, выступления на семинарах, презентации по теме в программе MS Power Point и т. д. Подготовка слайд-презентации предусматривает освоение умений и навыков работы с данной программой. Обучающийся выполняет задания в индивидуальном темпе, сотрудничая с учителем. Работа над проектами создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Обучающийся включен в реальную творческую деятельность, привлекающую новизной и необычностью это становится сильнейшим стимулом познавательного интереса. Одновременно развиваются способности выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия. Планируется представление работ в учебной деятельности при изучении соответствующих тем, использовать материалы при проведении внеклассных мероприятий. Срок реализации программы: 1 год. Форма работы индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий, лабораторных опытов). № п/п 1 2 3 4 5 6 7 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН Название раздела КоТеория Практи- Формы личека контроля ство часов Введение 1 1 Опрос, беседа, наблюдение Опрос, диагноХимическая лаборато- 7 4 3 стика, тестирория вание Наблюдение, Моделирование 1 1 беседа Опрос, тестиХимия и планета Зем- 10 5 5 рование ля Беседа, опрос, История химии 4 4 наблюдение Опрос, беседа, Химия в быту 7 5 2 диагностика Итоговая аттеОбобщение знаний 3+1 3 1 стация Всего 34 34 23 23 11 11 1.3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА Введение (1 час) Химия – наука о веществах. Вещества вокруг нас. Теория: краткие сведения из истории развития химической науки от отдельных знаний до целенаправленного изучения веществ и процессов. Тема №1. Химическая лаборатория (7 часов) Теория: Правила техники безопасности. Химическая лаборатория. Химическая посуда. Лабораторный штатив. Спиртовка. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях. Экскурсия. Практика: практические работы № 1 Правила ТБ при работе в кабинете химии. № 2 Знакомство с химической лабораторией. № 3 Признаки и условия химических реакций. Тема №2. Моделирование (1 час) Практика: модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Химические модели: предметные, знаковые или символьные. Химические знаки и формулы. Практическая работа № 4 «Собирание моделей молекул воды, углекислого и угарного газов, метана, аммиака, хлорида натрия» Тема №3. Химия и планета Земля (10 часов) Теория: Состав атмосферы. Кислород как важнейший компонент атмосферы. Углекислый газ и его значение для живой природы и человека. Вода. Свойства воды. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Растворы насыщенные и ненасыщенные. Кристаллы. Растворы с кислотными и основными свойствами. Индикаторы. Растения – индикаторы. Состав земной коры. Минералы и горные породы. Природные ресурсы и их химическая переработка. Представление о рудах. Химия и окружающая среда. Химическое загрязнение окружающей среды. Практика: практические работы № 5 «Растворение в воде сахара, соли. Заваривание чая, кофе, приготовление настоев, отваров. № 6 «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита» № 7 «Приготовление насыщенного раствора соли. Выращивание кристаллов». № 8 «Испытание индикаторами растворов соды, мыла, лимонной кислоты». № 9 «Испытание индикаторных свойств соков, отваров, варенья». Тема №4. История химии (4 часа) Теория: Алхимический период в истории химии. Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева Жизнь и научная деятельность М.В. Ломоносова. Химическая революция. Основные направления развития современной химии. Тема №5. Химия в быту (7часов) Теория: кухня Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара. Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты». Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки. Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной. Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие. Практика: Практическая работа №10. «Белки, углеводы, жиры: значение для организма. Витамины: А,В,С,Д, их значение. Обнаружение крахмала в муке, крупах, картофеле. Превращение крахмала хлеба в глюкозу при пережёвывании. Обнаружение жира в семенах подсолнечника, льна, орехах в сравнении с чипсами. Изучение содержания витаминов в продуктах питания (изучение упаковок). Обнаружение витамина С» Теория: аптечка Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки. Теория: ванная комната. Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло». Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств. Соль для ванны и опыты с ней. Адсорбция. Экстракция. Очистка воздуха. Практическая работа №11 «Сравнение поглощающих свойств промокательной бумаги, активированного угля, кукурузных палочек. Удаление чернильного пятна с помощью мела и одеколона. Очищение воздуха с помощью питьевой соды». Тема №6. Обобщение знаний (3+1часов) Подготовка к проведению хим. вечера. Проведение праздника. 1.4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностными результатами являются: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. Метапредметными результатами являются: использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системноинформационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности; формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; использование различных источников для получения научной информации; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем. Предметными результатами являются: умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты; умения обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул; умения обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений; умения структурировать изученный материал и естественнонаучную информацию, полученную из других источников; умения применять теоретические знания на практике, решать задачи на применение полученных знаний. 2 Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации 2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение Для эффективной реализации программы имеется следующее материально-техническое обеспечение: - Наличие кабинета. Площадь кабинета, мебель и освещение соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. - Для размещения дидактического материала имеются: полки, стенды, шкафы. - Для организации занятий имеются: ученические столы, стол педагога, школьная доска, ноутбук. - Дидактическое обеспечение (наглядные, медиа-пособия). - Цифровые лаборатории по физике - Цифровые лаборатории по химии Информационное и методическое обеспечение программы - учебная литература (формулы, описания) по всем разделам программы; - методические разработки открытых занятий; - лекционные материалы; ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Занятия проводятся в групповой форме (всей группой), и сочетают теоретическую и практическую части. Теоретическая часть проводится в форме лекции, беседы, практическая часть проводится в основном в форме практикума по решению задач (самостоятельно, коллективно, а также в форме лабораторного практикума. На занятиях широко применяется проблемный метод, метод совместного поиска решения, самоконтроля. 2.2. Формы аттестации/контроля - педагогические наблюдения за активностью обучающихся в процессе усвоения программы, их инициативностью и устойчивостью интереса к различным видам деятельности; - фронтальное обсуждение с обучающимися записи условия задач, перевода единиц в СИ, физических законов, установлении границ применимости законов и правил, выборе методов описания процессов во время демонстрационного и коллективного решения задач; - самостоятельные работы; - тестирование; - конкурсы; - зачетные занятия; - конференции; - проекты; - лабораторный практикум. 3. Список литературы для педагога 1. Васильев В.П., Морозова Р.П., Кочергина Л.А. Практикум по аналитической химии: Учеб.пособие для вузов. — М.: Химия, 2000. — 328 с. 2. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. ГДР. 1974. Пер. с нем. — Л.: Химия, 1979. — 392 с. 3. Дерпгольц В.Ф. Мир воды. — Л.: Недра, 1979. — 254 с. 4. Жилин Д.М. Общая химия. Практикум L-микро. Руководство для студентов. — М.: МГИУ, 2006. — 322с. 5. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе/ Беспалов П.И., Дорофеев М.В., Жилин Д.М., Зимина А.И., Оржековский П.А. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 229 с. 6. Кристаллы. Кристаллогидраты: Методические указания к лабораторным работам. Мифтахова Н. Ш., Петрова Т. Н., Рахматуллина И. Ф. — Казань: Казан. гос. технол. ун-т., 2006. — 24 с. 7. Леенсон И.А. 100 вопросов и ответов по химии: Материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров: Учебное пособие. — М.: «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2002. — 347 с. Список литературы для обучающихся 1. Васильев В.П., Морозова Р.П., Кочергина Л.А. Практикум по аналитической химии: Учеб.пособие для вузов. — М.: Химия, 2000. — 328 с. 2. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. ГДР. 1974. Пер. с нем. — Л.: Химия, 1979. — 392 с. 3. Дерпгольц В.Ф. Мир воды. — Л.: Недра, 1979. — 254 с. 4. Жилин Д.М. Общая химия. Практикум L-микро. Руководство для студентов. — М.: МГИУ, 2006. — 322с. 5. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе/ Беспалов П.И. Дорофеев М.В., Жилин Д.М., Зимина А.И., Оржековский П.А. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 229 с. 6. Кристаллы. Кристаллогидраты: Методические указания к лабораторным работам. Мифтахова Н.Ш., Петрова Т.Н., Рахматуллина И.Ф. — Казань: Казан. гос. технол. ун-т., 2006. — 24 с. 7. Леенсон И.А. 100 вопросов и ответов по химии: Материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров: Учебное пособие. — М.: «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2002. — 347 с.