Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно- спортивной направленности «Волейбол» Уровень программы: базовый Срок реализации программы – 72 часа Возраст обучающихся первого года обучения: 11-16 лет I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1. Пояснительная записка общеразвивающая программа Дополнительная спортивной направленности физкультурно- «Волейбол» является модифицированной и разработана на основании следующих нормативных документов: - Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, ст.15, ст.16,ст.17,ст.75, ст.79) - приказа Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Приказом от 30.09.2020 года №533 «О внесении изменений в порядок организации и дополнительным осуществления образовательной общеобразовательным деятельности программам, по утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года №196» - методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18 ноября 2015 года; - Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р); - СанПиНа 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; - Приказ Министертва образования и науки РФ от 23.08.2017 года № «Порядок 816 применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» - Методические рекомендации от 20 марта 2020 года по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. - письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 г. № АК- 2563/05 « О методических рекомендациях» вместе с (Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ); - приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 г. №882/391 « Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» - Устава МКОУ НСОШ. - Положения о проведении промежуточной аттестации обучающихся и аттестации по итогам реализации ДООП в МКОУ НСОШ. - Положения о структуре, порядке разработки, утверждения и сопровождения дополнительных общеразвивающих программ МКОУ НСОШ. Направленность программы – физкультурно-спортивная. Уровень реализации программы – базовый (основной). Актуальность программы. Волейбол доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей. Выбор спортивной игры – волейбол - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью, учебноматериальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя. Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий волейболом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей. Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых двигательных личностные навыков, качества качеств, укреплению ребенка: формированию здоровья а также коммуникабельность, различных формируют волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных мобилизовывать на достижение свои победы, возможности, приучает действовать занимающихся с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре. Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом. Формируя поведенческих на основе установок, вышеперечисленного волейбол, как у спортивная обучающихся игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма. В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Волейбол», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма. Обоснование новизны программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития. Педагогическая целесообразность - позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта. Адресат дополнительной общеразвивающей программы: данная программа предназначена для учащихся в возрасте 11-16 лет. Объем и срок освоения программы: 1 модуль- 33 часа 2 модуль – 23 часа Всего - 72 часа Формы обучения: Обучение по программе ведется с использованием различных форм: очное обучение, (с учетом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), электронное обучение и обучение с применением дистанционных образовательных технологий. При необходимости возможна реализация программы с применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ). При реализации ДОТ занятия проводятся с использованием чатов электронной системы общения, проводятся в режиме онлайн. Основными элементами системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий являются: образовательные онлайн-платформы (электронная платформа для видеозанятий - занятия проводятся с использованием чатов электронной системы общения, проводятся в режиме онлайн); цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype – общение; e-mail; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности. Продолжительность занятия в дистанционном формате: 2 академических часа, в которые входит 30 минут занятия с применением интернет-платформ для дистанционного обучения (он-лайн), остальное время отводится на выполнение творческих заданий и индивидуальные консультации с учащимися (оф-лайн). Организуя образовательный процесс педагоги используют следующие методы обучения: • Словесный – подача нового материала; • Наглядный – обращение к образам, помогает ребенку почувствовать, понять окружающий мир. • Практический – позволяет применить полученные знания при выполнении заданий. • Демонстрационный – показ моделей, предметов, презентаций. • Метод стимулирования познавательного интереса. • Наблюдение и анализ. • Иллюстративный – используется в сочетании с вербальным (словесным) методом, показ плакатов, схем, картин, зарисовок и т.д. Практические и теоретическое. Особенности организации образовательного процесса: Дидактическая направленность, обусловленная решением образовательных задач. Строгая регламентация деятельности занимающихся и дозирование нагрузки. Постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность. Использование разнообразных организационных форм, средств, методов и приемов. Гибкая информационная система контроля знаний, умений и навыков. Планирование учебных занятий секции согласовано с общим планом физкультурно-массовой работы школы. Основной формой занятия является спортивная тренировка. Занятия по данной дополнительной общеразвивающей программе возможно как в очном формате, так и с применением обучения в дистанционном формате. Состав группы: участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 6 до 12 человек. Главным направлением учебно-тренировочного процесса является: 1. Создание условий для развития личности юных волейболистов. 2. Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и общественной гигиены, организация врачебного контроля. 3. Воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности юных волейболистов. 4. Формирование знаний, умений и навыков по волейболу. 5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом. 6.Достижение оптимального для данного этапа уровня технической и тактической подготовленности юных волейболистов. Режим занятий: четверг с 14ч.30 мин. Продолжительность занятий установлена на основании СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. Продолжительность одного занятия - 45 минут, между занятиями 15-минутные перерывы. Занятия проводятся один раз в неделю, по 2 часа: первая часть занятия длится 45 минут, за которой следует перерыв (15 минут), вторая часть занятия также составляет 45 минут, организационный момент – 15 минут. 1.2. Цели и задачи программы Цель программы: содействие физическому развитию учащихся и привитие стойкого интереса к систематическим занятиям спортом путем обучения игры в волейбол. Задачи реализации программы: Образовательные: - Обучение техническим и тактическим основам спортивной игры – волейболу, дальнейшее совершенствование технических и тактических приемов игры. - Освоение учащимися знаний для занятий волейболом, - Овладение умениями и навыками игры в волейбол. - Развитие силы, ловкости, координации движений, быстроты реакции. - Воспитание интереса к волейболу. Развивающие: - Развитие спортивных способностей обучающихся. - Развитие желания участвовать в соревнованиях проводимых в течение года. Воспитательные: - Воспитать упорство трудолюбие, настойчивость в достижении цели. - Воспитание трудолюбия, коммуникабельности, чувства товарищества и патриотизма. 1.3. Содержание программы Учебно-тематический план обучения 1 модуль № Название раздела, Количество часов Формы п/п темы контроля Всего Теория Практика 1 Общая физическая 33 1 32 Контрольное подготовка упражнение 1.1 Основы методики 1 обучения в волейболе 1.2 Обучение технике 1 подачи мяча. Передача сверху двумя руками впередвверх (в опорном положении) Передача сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку) Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи. 1 тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы 1.3 Совершенствование техники передачи мяча сверху двумя руками вперед-вверх 1 1 тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы 1.4 ОФП. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. Тактика вторых передач. 1.5 Нападающий удар через сетку 2. Техника нападения 1 1 1 1 2.1 Командные тактические действия в нападении, защите. Двухсторонняя учебная игра. Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических 5 15 4 4 Контрольное упражнение тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы 2.2 2.3 3. 3.1 3.2 3.3 действий Игры развивающие физические способности. Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости Блокирование нападающих ударов Игра по правилам с заданием Передача мяча двумя руками сверху через сетку с перемещением. Передача мяча двумя сверху у стены. Нижняя прямая подача. Передача мяча двумя руками сверху через сетку с перемещением. Передача мяча двумя руками сверху у стены. Прием и передача мяча снизу двумя руками Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. Прием и передача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Основы техники и тактики игры Итого 5 4 5 5 13 13 5 5 5 5 3 5 33 1 32 тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы Контрольное упражнение тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы 2 модуль № Название раздела, п/п темы 1 Обучение технике перемещения и передачи мяча 1.1 Совершенствование техники передачи мяча сверху двумя руками вперед-вверх Количество часов Формы контроля Всего Теория Практика 23 1 22 Контрольное упражнение 1.2 Передача мяча снизу двумя руками над собой. Передача мяча снизу двумя руками в парах. Верхняя прямая подача. Нижняя боковая подача. Верхняя передача мяча. 1.3 Система игры в защите. 2. Игра по правилам с заданием 2.1 Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Прием мяча с подачи в зону 3. 2.2 Передачи мяча сверху двумя руками в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Учебная игра в волейбол. 8 8 5 5 10 1 16 16 8 8 9 8 - 8 тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы Контрольное упражнение тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы тестирование на знание правил соревнований и терминологии Передача из зон 1, 6, 5 в зону 3 с приема подачи. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра в волейбол. Итого 1. 39 1 38 Содержание программы обучения. 1 модуль Обучение технике перемещения и передачи мяча . Теория: Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных двигательных качеств. Техника защиты. Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед. Техника защиты. Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед. Совершенствование техники передачи мяча сверху двумя руками вперед-вверх. Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи. Обучение технике подачи мяча. Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Подача с вращением мяча. Подача в прыжке. Верхняя передача мяча. Практика: Отработка приемов. Форма контроля: Техническая подготовка (ТП) (Стойка игрока. Приёмы и передачи мяча двумя руками снизу, двумя руками сверху. Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные действия - блоки, страховки). 2. Техника нападения Практика: Отработка приемов. Командные тактические действия в нападении, защите. Двухсторонняя учебная игра. Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий. Игры развивающие физические способности. Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. Судейство учебной игры в волейбол. Игра «Волейбол». Подача в прыжке. Форма контроля: Тактическая подготовка (ТП) (Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча). 3. Игра по правилам с заданием Практика: Передача мяча двумя руками сверху через сетку с перемещением. Передача мяча двумя сверху у стены. Нижняя прямая подача. Прием и передача мяча снизу двумя руками. Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. Прием и передача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Прием мяча с подачи в зону 3. Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху двумя руками в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Учебная игра в волейбол. Передачи мяча сверху двумя руками в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Учебная игра в волейбол. Форма контроля: Специальная физическая подготовка (СФП) (Подвижные игры. Эстафеты). 2 модуль 1. Обучение технике перемещения и передачи мяча . Теория: Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных двигательных качеств. Техника защиты. Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед. Техника защиты. Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед. Совершенствование техники передачи мяча сверху двумя руками вперед-вверх. Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи. Обучение технике подачи мяча. Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Подача с вращением мяча. Подача в прыжке. Верхняя передача мяча. Практика: Отработка приемов. Форма контроля: Тактическая подготовка (ТП) (Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча). Контрольно-оценочные и переводные испытания 2. Игра по правилам с заданием Практика: Передача мяча двумя руками сверху через сетку с перемещением. Передача мяча двумя сверху у стены. Нижняя прямая подача. Прием и передача мяча снизу двумя руками. Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. Прием и передача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Прием мяча с подачи в зону 3. Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху двумя руками в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Учебная игра в волейбол. Передачи мяча сверху двумя руками в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Учебная игра в волейбол. Форма контроля: Контрольно-оценочные и переводные испытания 1.4. Планируемые результаты. Планируемые результаты и способы проверки их результативности Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы дополнительного образования Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по волейболу являются следующие умения: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по волейболу являются следующие умения: характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по волейболу являются следующие умения: планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; излагать факты истории развития волейбола характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью; представлять выбранный вид спорта как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств; характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств; в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными игроками , выделять отличительные признаки и элементы. проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных задач В конце обучения учащиеся будут узнают: • физиологические кровообращения и основы деятельности энергообеспечения при системы мышечных дыхания, нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды; • психофункциональные особенности собственного организма, индивидуальные способы контроля за развитием его адаптивных свойств, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности; • способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок; • правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями. • понятия «Техника игры», «Тактика игры» • правила игры • первичные навыки судейства. научатся: • технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга; • проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения; соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на • занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях; пользоваться • оборудованием, современным специальными спортивным техническими инвентарем средствами с и целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой. • владеть основными техническими приемами • применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом Предметные результаты: -знание правил техники безопасности и профилактики травматизма; -формирование умения вести наблюдение за динамикой своего развития и своих основных физических качеств и функциональных возможностей; -формирование умение выполнять комплексы общеразвивающих и оздоровительных упражнений; -овладение знаниям, умениям и навыкам игры в волейбол. II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график программы «Волейбол» на 2024-2025 учебный год. Год обучения: второй Количество учебных недель: 36 Количество учебных дней: Сроки учебных периодов: 1 полугодие с 01.09.2024 по 30.12.2024; 2 полугодие с 11.01.2025г. по 31.05.2025 г. 1 модуль Дата № по плану 1 Дата Кол Тема по -во занятия факту часо в 1 Техника защиты. Перемещени Коллек тивная Форма контроля Коллек тивная тестирован ие на умение Примечан ие 2 1 3 1 е в стойке приставным и шагами: правым, левым боком, лицом вперед Обучение Коллек технике тивная подачи мяча. Передача сверху двумя руками впередвверх (в опорном положении) Передача сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку) Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи. выполнять пройденны е технически е приёмы Командные тактические действия в нападении, защите. Двухсторон няя учебная игра. Игры и тестирован ие на умение выполнять пройденны е технически е приёмы Коллек тивная тестирован ие на умение выполнять пройденны е технически е приёмы 4 1 5 1 6 1 эстафеты на закрепление и совершенств ование технических приемов и тактических действий Игры развивающи е физические способности Развитие скоростных, скоростносиловых, координаци онных способносте й, выносливос ти, гибкости Передача мяча двумя руками сверху через сетку с перемещени ем. Передача мяча двумя сверху у стены. Нижняя прямая подача. Передача мяча двумя руками сверху через сетку с перемещени емПередача Коллек тивная сдача контрольн ых нормативов по ОФП Коллек тивная тестирован ие на умение выполнять пройденны е технически е приёмы Коллек тивная тестирован ие на умение выполнять пройденны е технически 7 1 8 1 мяча двумя руками сверху у стены. Прием и передача мяча снизу двумя руками Передачи в четверках с перемещени ем из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. Прием и передача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Совершенст вование техники передачи мяча сверху двумя руками впередвверх Передача мяча снизу двумя руками над собой. Передача мяча снизу двумя руками в парах. Верхняя прямая е приёмы Коллек тивная тестирован ие на умение выполнять пройденны е технически е приёмы Коллек тивная тестирован ие на умение выполнять пройденны е технически е приёмы 9 1 10 1 подача. Нижняя боковая подача. Верхняя передача мяча. Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Прием мяча с подачи в зону 3. Передачи мяча сверху двумя руками в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Учебная игра в волейбол. Передача из зон 1, 6, 5 в зону 3 с приема подачи. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Коллек тивная тестирован ие на знание правил соревнован ий и терминолог ии Коллек тивная тестирован ие на умение выполнять пройденны е технически е приёмы 11 12 Учебно – тренировочн ая игра в волейбол. ОФП. Совершенст вование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. Тактика вторых передач. Учебная игра Приемы мяча. Коллек тивная Коллек тивная 13 Прием мяча с падением. Коллек тивная 14 Блокирован ие одиночное Блокирован ие групповое Групповые действия в защите внутри линии и между линиями Прием мяча: на задней линии от нижней прямой и боковой подачи. Учебная Коллек тивная 15 16 17 Коллек тивная Коллек тивная Коллек тивная игра. 18 19 20 21 22 Прием мяча: нижней и верхней прямой подачи в зоне нападения. Прием мяча: сверху двумя руками с падением в сторону на бедро и перекатом на спину. Учебная игра. Прием мяча: с низу двумя руками и одной рукой с падением в перед на руку и перекатом на грудь. Учебная игра. Нападающи й удар через сетку: по ходу из зоны 3,4 и 2. Игра. Нападающи й удар через сетку: в зонах 4 и 2 с передачей из глубины площадки. Коллек тивная Коллек тивная Коллек тивная Коллек тивная Коллек тивная Учебная игра. 23 24 25 26 Нападающи й удар через сетку: из зоны 3 с высоких и средних передач. Учебная игра. Нападающи й удар через сетку: с удаленных от сетки передач. Игра. Блокирован ие нападающих ударов: одиночные и групповые в зонах 4 и 2, выполненны х с передачи из зоны 3. Учебная игра. Блокирован ие нападающих ударов: по ходу, выполняемы х из зон 4-3 и 2-3 в известном направлении . Учебная игра. Коллек тивная Коллек тивная Коллек тивная Коллек тивная 27 28 29 30 31 32 Индивидуал ьные тактические действия: выбор и способ отбивания мяча через сетку. Учебная игра. Передача сверху двумя руками, кулаком снизу. Учебная игра. Выбор места для выполнения блокирован ия нападающег о удара. Выбор места для выполнения нападающег о удара. Игра. Взаимодейс твие игроков передней линии в нападении. Игра. Взаимодейс твие игроков задней и передней линии в Коллек тивная Коллек тивная Коллек тивная Коллек тивная Коллек тивная Коллек тивная 33 № 34 нападении и при приеме подачи. Учебная игра. Защитные Коллек действия тивная игроков внутри линии при приеме подач. Игра. Календарный учебный график программы «Волейбол» на 2024-2025 учебный год. 2 модуль Дата Дата Кол Тема Форма Форма Примечан по по -во занятия заняти контроля ие плану факту час я ов 1 Перемещени коллект групповые е игроков ивная тренировоч при подаче ные и приёме занятия мяча. Стойки основная, низкая; сочетание стоек и перемещени й, способов перемещени й. Нижняя прямая (боковая); из-за лицевой линии в пределы площадки, правую, левую половины площадки. 35 1 36 1 37 1 Нападающи е действия игроков передней линии при второй передачи. Учебная игра. Система игры в защите. Коллек тивная групповые тренировоч ные занятия Коллек тивная Приём подачи Коллек тивная тестирован ие на умение выполнять пройденны е технически е приёмы групповые тренировоч ные занятия Передача мяча двумя руками сверху на месте. Передача мяча над собой. Прием мяча двумя снизу. Нижняя прямая подача. 38 1 Приём подачи Верхняя прямая подача. Передачи Коллек тивная тестирован ие на умение выполнять пройденны е технически мяча в парах в движении. Передачи в четверках с перемещени ем из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. 39 1 Приём подачи е приёмы Коллек тивная групповые тренировоч ные занятия Коллек тивная групповые тренировоч ные занятия Коллек тивная групповые тренировоч ные занятия Верхняя прямая подача Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. 40 1 41 1 Верхняя прямая подача. Прием мяча с подачи. Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Верхняя прямая подача с вращением. Передача из зон 1,6,5 в зону 3. . 42 1 43 1 44 45 Прием мяча с подачи. Верхняя прямая подача с вращением. Прием мяча с подачи в зону 3. Передача из зон 1, 6, 5 в зону 3 с приема подачи. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Верхняя прямая подача в прыжке. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4 Коллек тивная групповые тренировоч ные занятия Коллек тивная тестирован ие на умение выполнять пройденны е технически е приёмы Коллек тивная Коллек тивная 46 Атакующие удары. Коллек тивная Прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение кистью по мячу: стоя у стены; удар через сетку, подброшенн ому партнером; удар с передачи. 47 48 Нападающи й удар по неподвижно му мячу Нападающи й удар с собственног о подбрасыва ния мяча Прямой нападающий удар с разбега. Одиночное блокирован ие. Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в групповые тренировоч ные занятия Коллек тивная Коллек тивная групповые тренировоч ные занятия 49 зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Групповые Коллек действия тивная волейболист ов Взаимодейс твие при первой передаче игроков зон 3, 4 и 2; при второй передаче игроков зон 3, 4, 2; взаимодейст вие при первой передаче игроков зон 6, 5, 1 и 3, 4, 2 при приёме подачи 50 51 Нападающи й удар с поворотом туловища Индивидуал ьное блокирован ие. Нападающи й удар без поворота туловища (с переводом рукой). Групповое блокирован Коллек тивная Коллек тивная ие. 52 Упражнения Коллек на развитие тивная прыгучести. Прыжковые упражнения с отягощения ми и без них. Прыжки с места, с разбега, доставая баскетбольн ый щит, кольцо. Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. 53 Упражнения Коллек на развитие тивная прыгучести. Прыжки из глубокого приседа. Прыжки со скакалкой на двух ногах групповые тренировоч ные занятия (варианты: с ноги на ногу; с продвижени ем вперед; на одной ноге; в приседе; высоко поднимая бёдра). Нападающи й удар с поворотом туловища Индивидуал ьное блокирован ие. 54 Блокирован Коллек ие в тивная прыжке; блокирован ие удара по подброшенн ому мячу (блокирующ ий на подставке, на площадке), удар с передачи (блок). 55 Прямой Коллек нападающий тивная удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. групповые тренировоч ные занятия 56 57 Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Нападающи й удар с поворотом туловища Индивидуал ьное блокирован ие. Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Нападающи й удар без поворота туловища (с переводом рукой). Групповое блокирован ие. Нижняя прямая, верхняя прямая подачи по определенн ым зонам. Неожиданн ые передачи мяча через Коллек тивная Коллек тивная групповые тренировоч ные занятия 58 59 60 61 62 сетку на площадку соперника. Групповые тактические действия в нападении: взаимодейст вие игрока зоны 6 с игроком зоны 3. Групповые тактические действия в нападении: взаимодейст вие игрока зоны 3 с игроком зоны 2. Система игры в защите «углом вперед». Учебно – тренировочн ая игра в волейбол с заданиями. Совершенст вование техники нападающег о удара по блоку в аут. Совершенст вование техники нападающег о удара в зону 4. Коллек тивная Коллек тивная Коллек тивная Коллек тивная Коллек тивная групповые тренировоч ные занятия 63 64 65 66 67 68 69 Совершенст вование техники нападающег о удара в зону 1. Совершенст вование техники нападающег о удара в зону 6. Совершенст вование техники нападающег о удара по диагонали. Совершенст вование техники нападающег о удара в зону 5. Совершенст вование техники нападающег о удара в зону 2. Совершенст вование техники нападающег о удара в зону 3. Организаци яи судейство учебнотренировочн ых игр, соревновани й между классами. Коллек тивная групповые тренировоч ные занятия Коллек тивная групповые тренировоч ные занятия Коллек тивная групповые тренировоч ные занятия Коллек тивная групповые тренировоч ные занятия Коллек тивная групповые тренировоч ные занятия Коллек тивная групповые тренировоч ные занятия Коллек тивная 70 71 72 Проведение разминки тренировочн ых занятий. Организаци яи проведение соревновани й на первенство школы по волейболу . Совершенст вование всех технических приёмов. Сдача контрольны х нормативов. Коллек тивная Коллек тивная Коллек тивная 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение. Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал с волейбольной разметкой площадки, волейбольной сеткой. 1. Спортивный зал; 2. Волейбольная сетка; 3. Методические материалы, рекомендации; 4. Игровая форма (спортивная форма соревновательная); 5. Волейбольные мячи; 6. Набивные мячи; 7. Скакалки; 8. Компрессор для накачивания мячей; 9. Стойки, разметочные фишки и конусы; 10. Гимнастические маты; 11. Секундомер; 12. Свисток. При дистанционном обучении должно обеспечиваться каждому обучающемуся возможность доступа к средствам ДОТ, в т.ч. к образовательной онлайн-платформе, в качестве основного информационного ресурса, а также осуществляться учебно-методическая помощь обучающимся через консультации педагогов как при непосредственном взаимодействии педагога с обучающимися, так и опосредованно. 2.3.Форма контроля Формой подведения итогов являются: контрольные упражнения и игры, тесты, сдача нормативов, соревнования. Оценке подлежит уровень теоретических знаний, технической и физической подготовки. При обучении элементам результат оценивается по схеме "сделал - не сделал" ("получилось - не получилось"). Эффективность обучения может определяться и количественно - "сделал столько-то раз". Оценка результатов может проводиться на контрольном или соревновательном занятии. Если оценивается минимальный достигнутый уровень физической подготовки, то устанавливается ряд контрольных упражнений, тестов, оцениваемых в соответствующих единицах (секундах, метрах, количестве раз, или в процентах от исходного уровня). 2.4. Оценочный материал Основной показатель работы дополнительной программы выполнение в конце года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественнокачественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития. Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебнотренировочного цикла. В конце года все учащиеся сдают по общей физической подготовке контрольные зачеты. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям. Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий. 2.5 Методический материал Подготовка юного волейболиста осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на достижение оптимального уровня физического развития. Успешное осуществление учебно-тренировочного процесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической и морально-волевой. Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных. Общепедагогические или дидактические методы включают метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств. Спортивные методы включаются: метод непрерывности и цикличности учебно- тренировочного процесса; метод максимальности и постепенности повышения требований; метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе. Теоретический материал обычно дается в начале занятия. Новую тему, то или иное задание необходимо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснения показом наглядного материала и показом приемов работы. Практические занятия – основная форма работы с детьми, где умения закрепляются, в ходе повторения – совершенствуются и формируются навыки. Приобретенные умения и навыки используются обучающимися в соревновательной деятельности в зависимости от сложившихся и меняющихся условий. Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по отношению ко всем занимающимся при условии соблюдения требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Особо внимательно выявлять индивидуальные особенности обучающихся необходимо при обучении технике и тактике игры, предъявляя при этом одинаковые требования в плане овладения основой структурой технического и тактического приема. В ходе учебно-тренировочного занятия осуществляется работа сразу по нескольким видам подготовки. Занятие включает обязательно общую физическую подготовку, так же специальную физическую подготовку. На занятие может быть осуществлена работа по технической, тактической и морально-волевой подготовке юных спортсменов. Разносторонняя физическая подготовка проводится на протяжении всего учебно- тренировочного процесса. Все упражнения делятся на общеразвивающие, подготовительные, подводящие и основные. Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а подводящие и основные – на формирование технических навыков и тактических умений. В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода целостного разучивания и разучивания по частям. Вначале технический прием изучают в целом, затем переходят к составным частям и заключение снова возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования техники происходит формирование тактических умений. Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии с задачами каждого тренировочного занятия. Методы организации и проведения образовательного процесса: Словесные методы: Описание Объяснение Рассказ Разбор Указание Команды и распоряжения Подсчёт Наглядные методы: Показ упражнений и техники волейбольных приёмов Использование учебных наглядных пособий Видиофильмы, DVD, слайды Жестикуляции Практические методы: Метод упражнений Метод разучивания по частям Метод разучивания в целом Соревновательный метод Игровой метод Непосредственная помощь тренера-преподавателя. Основные средства обучения: Общефизические упражнения Специальные физические упражнения Упражнения для изучения техники передвижений, техники и тактики волейбола в нападении и защите и совершенствование их в групповых и командных действиях Подвижные и подготовительные игры. По программе можно использовать следующие платформы и сервисы: сетевой город, ZOOM, Googl Form, Skype, чаты в Viber и WatsUp., ВКонтакте многие другие; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype – общение; email; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности. III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы для педагога 1. Бабушкин Г.Д., Рогов И.А. Психологический практикум для специализации «Теория и методика видов спорта» – Омск: СибГАФК, 1996.– 83 с. 2. Банников A.M., Костюков ВВ. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). - Краснодар, 2001. 3. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000. 4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978. 5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988. 6. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991. 7. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 1998. 8. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999. 9. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999. 10. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999. 11. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М, 1998. 12. Никитушкип В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.-М., 1998. 13. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М, 1982. Список литературы для обучающихся и родителей 1.Твой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для учреждений образования России.-15-е издание. В.С.Родиченко и др.-М, ФиС 2005.144 с. 2.Клещев Ю.Н. Юный волейболист. М.: Физкультура и спорт. 1989. 3. Мармор В.К. Специальные упражнения волейболиста. – Кишинев: «Карта Молдовеняскэ», 1975. 4. Мерзляков В.В., Гордышев В.В. Игры, эстафеты, игровые упражнения волейболиста. – Волгоград, 1977. 5. Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.:Физкультура и спорт. 1982. .