Содержание Наименование Стр. 1 Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 3 1.3. Содержание общеразвивающей программы 4 1.4. Планируемые результаты 6 2 Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации 2.1. Условия реализации программы 7 2.2. Формы контроля и оценочные материалы 7 3 Список литературы 7 1.1. Пояснительная записка Программа дополнительного образования имеет естественно-научную направленность и реализуется с использованием оборудования центра естественно - научной и технологической направленностей «Точка роста». Содержание программы разработано на основе следующих нормативноправовых документов: - Закона РФ «Об образовании»; - Закона «Об образовании в Свердловской области»; - Федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июня 1998г. №124-ФЗ, (с изменениями от 03 декабря 2011г.); Актуальность программы. Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. Отличительными особенностями программы является практическая направленность, благодаря которой школьники имеют возможность ознакомиться и получить навыки экспериментальной деятельности и в дальнейшем использовать их на уроках химии, биологии или физики. Адресат общеразвивающей программы: учащиеся 5-6 классов. Режим занятий. Проведение занятий планируется раз в неделю. Их продолжительность составляет 40 минут. Объем общеразвивающей программы рассчитан на 34 учебных часов. Срок освоения программы – 1 год. Уровневость образовательной программы – базовый уровень, который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. Формы обучения – групповая, индивидуально-групповая. Виды занятий: лекция, практическое занятие, лабораторное занятие. Формы подведения результатов: презентация. 1.2. Цель и задачи развивающей программы Цель программы: познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье. Задачи курса: Образовательные: − Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека. − Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний. − Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе; − Знакомить с биологическими специальностями. Развивающие: − Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а также навыки работы с микроскопом. − Развитие навыков общение и коммуникации. − Развитие творческих способностей ребенка. − Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов. − Формирование потребности в здоровом образе жизни. Воспитательные: − Воспитывать интерес к миру живых существ. − Воспитывать ответственное отношение к окружающему миру. 1.3. Содержание общеразвивающей программы № Тема 1 Удивительное под микроскопом Осенние открытия Зеленый мир Зоологические занятия Здоровье человека и окружающая среда Всего 2 3 4 5 Кол-во часов 6 Теория Практика 3 3 Форма аттестации/контроля Открытый урок 4 9 9 3 5 5 1 4 4 Беседа Игра Игра 6 4 2 Игра 34 20 14 Содержание учебно-тематического план 1. Удивительное под микроскопом. Теория. Прибор, открывающий тайны. Правила работы с микроскопом. Особенности и разнообразие бактерий. Бактерии в жизни человека. Вирусы, вирусные заболевания. Простейшие организмы. Практика. Приготовление микропрепаратов. Лабораторная работа «Мусор под микроскопом» Рассматривание простейших организмов под микроскопом. 2. Осенние открытия. Теория. Сезонность в природе, фотопериодизм. Осень в жизни растений и животных. Период покоя у растений. Анабиоз и спячка у животных. Грибное царство. Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении. Практика. Экскурсия на природу. 3. Зеленый мир. Теория. Особенности и многообразие растений. Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции. Роль растений в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. Растения красной книги Свердловской области и меры по их охране. Практика. Изучения строения растительной клетки. Опыт по выявлению дыхания у растений. Опыт с поглощением воды корнем. Практическая работа с гербарием. 3. Зоологические занятия. Теория. Мир животных. Особенности и многообразие животных. Тайны жизни одноклеточных животных. Теплокровные и холоднокровные животные. Животные в жизни человека. Животные красной книги Свердловской области и меры по их охране. Практика Выращивание культуры инфузории-туфельки. Изучение внутреннего строения лягушки. Изучение внутреннего строения рыбы. Изучение скелетов животных. 5. Здоровье человека и окружающая среда Теория. Как появился человек. Влияние вредных привычек на здоровье. Здоровье и среда жизнедеятельности человека. Влияние загрязнений среды на здоровье человека. Здоровый образ жизни. Практика. Оказание первой медицинской помощи. Определение норм рационального питания. 1.4. Планируемые результаты деятельности Личностные результаты обучения: − знание основных принципов и правил отношения к живой природе; − сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; − формирование личностных представлений о целостности природы, − формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования. Метапредметные результаты обучения: − знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; − формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию; − владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности; − формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий; − формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Предметными результатами обучения являются: − выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; − соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами; − классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; − роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; − различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений; − сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; − выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; − овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Материально-техническое обеспечение: • Покровные и основные стекла. • Микроскоп; • Гербарий; • Влажные препараты по зоологии; • Лабораторная посуда (колбы, пробирки, штативы, мерные цилиндры и др.). • Цифровая лаборатория по биологии • Ноутбук • Ученическая парта • Ученический стул • Демонстрационные столы Информационное обеспечение: • книжные издания; • учебно-методическая литература; • справочники-определители; • Интернет. 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Форма подведения итогов: проведение открытого урока. Формы итогового контроля: беседа, опрос, проведение лабораторных работ. При проведении аттестации используются методы: педагогическая диагностика, беседа, наблюдение. Список литературы 1. Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. 304 с. 2. Анашкина Е.Н.Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды/ – Ярославль: «Академия развития» - 192 с. 3. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997 – 230 с. 4. Касаткина Н. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. – Учитель, 2010. – 160 с. 5. Клинковская, Н. И., Пасечник, В.В. Комнатные растение в школе: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2000. – 268 с. 6. Ситников В. П., Шалаева Г. П. Мир животных АСТ, Слово, 2010. – 300 с. 7. Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999. – 366 с.