ДООП Биологическая азбука

Содержание
Наименование
Стр.
1 Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
3
1.3. Содержание общеразвивающей программы
4
1.4. Планируемые результаты
6
2 Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы
аттестации
2.1. Условия реализации программы
7
2.2. Формы контроля и оценочные материалы
7
3 Список литературы
7

1.1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования имеет естественно-научную
направленность и реализуется с использованием оборудования центра естественно - научной и технологической направленностей «Точка роста».
Содержание программы разработано на основе следующих нормативноправовых документов:
- Закона РФ «Об образовании»;
- Закона «Об образовании в Свердловской области»;
- Федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от
24 июня 1998г. №124-ФЗ, (с изменениями от 03 декабря 2011г.);
Актуальность программы. Общебиологические знания необходимы не
только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок,
ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов,
научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации
биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Отличительными особенностями программы является практическая
направленность, благодаря которой школьники имеют возможность ознакомиться и получить навыки экспериментальной деятельности и в дальнейшем
использовать их на уроках химии, биологии или физики.
Адресат общеразвивающей программы: учащиеся 5-6 классов.
Режим занятий. Проведение занятий планируется раз в неделю. Их продолжительность составляет 40 минут.
Объем общеразвивающей программы рассчитан на 34 учебных часов.
Срок освоения программы – 1 год.
Уровневость образовательной программы – базовый уровень, который
предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных
форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
Формы обучения – групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий: лекция, практическое занятие, лабораторное занятие.
Формы подведения результатов: презентация.
1.2. Цель и задачи развивающей программы
Цель программы: познакомить учащихся с многообразием мира живой
природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить
задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Задачи курса:
Образовательные:
− Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного
человека.
− Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
− Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
− Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие:
− Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и
систематизации биологических коллекций и гербариев, а также навыки работы с микроскопом.
− Развитие навыков общение и коммуникации. − Развитие творческих способностей ребенка.
− Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и
исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
− Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные:
− Воспитывать интерес к миру живых существ.
− Воспитывать ответственное отношение к окружающему миру.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
№

Тема

1

Удивительное под
микроскопом
Осенние открытия
Зеленый мир
Зоологические занятия
Здоровье человека
и окружающая
среда
Всего

2
3
4
5

Кол-во
часов
6

Теория Практика
3
3

Форма аттестации/контроля
Открытый урок

4
9
9

3
5
5

1
4
4

Беседа
Игра
Игра

6

4

2

Игра

34

20

14

Содержание учебно-тематического план
1. Удивительное под микроскопом.
Теория.
Прибор, открывающий тайны. Правила работы с микроскопом. Особенности
и разнообразие бактерий. Бактерии в жизни человека. Вирусы, вирусные заболевания. Простейшие организмы.
Практика.
Приготовление микропрепаратов.
Лабораторная работа «Мусор под микроскопом» Рассматривание простейших организмов под микроскопом.
2. Осенние открытия.
Теория.
Сезонность в природе, фотопериодизм.
Осень в жизни растений и животных. Период покоя у растений. Анабиоз и
спячка у животных.
Грибное царство. Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при
отравлении.
Практика.
Экскурсия на природу.
3. Зеленый мир.
Теория.
Особенности и многообразие растений. Тайны жизни растений. Строение
растений и жизнедеятельность.
Органы растений и их функции.
Роль растений в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые растения.
Лекарственные растения.
Растения красной книги Свердловской области и меры по их охране.
Практика.
Изучения строения растительной клетки. Опыт по выявлению дыхания у растений. Опыт с поглощением воды корнем. Практическая работа с гербарием.
3. Зоологические занятия.
Теория.
Мир животных. Особенности и многообразие животных. Тайны жизни одноклеточных животных.
Теплокровные и холоднокровные животные. Животные в жизни человека.
Животные красной книги Свердловской области и меры по их охране.
Практика
Выращивание культуры инфузории-туфельки. Изучение внутреннего строения лягушки. Изучение внутреннего строения рыбы. Изучение скелетов животных.
5. Здоровье человека и окружающая среда
Теория.
Как появился человек.

Влияние вредных привычек на здоровье. Здоровье и среда жизнедеятельности человека. Влияние загрязнений среды на здоровье человека. Здоровый
образ жизни.
Практика.
Оказание первой медицинской помощи. Определение норм рационального
питания.
1.4. Планируемые результаты деятельности
Личностные результаты обучения:
− знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
− сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к
живым объектам;
− формирование личностных представлений о целостности природы,
− формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные результаты обучения:
− знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая
умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,
делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
− формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной
литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и
оценивать информацию;
− владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
− формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
− формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения,
аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения являются:
− выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и
бактерий;
− соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

− классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
− роли различных организмов в жизни человека; значения биологического
разнообразия для сохранения биосферы;
− различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
− сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
− выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
− овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и
объяснение их результатов.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Материально-техническое обеспечение:
• Покровные и основные стекла.
• Микроскоп;
• Гербарий;
• Влажные препараты по зоологии;
• Лабораторная посуда (колбы, пробирки, штативы, мерные цилиндры и
др.).
• Цифровая лаборатория по биологии
• Ноутбук
• Ученическая парта
• Ученический стул
• Демонстрационные столы
Информационное обеспечение:
• книжные издания;
• учебно-методическая литература;
• справочники-определители;
• Интернет.
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Форма подведения итогов: проведение открытого урока.
Формы итогового контроля: беседа, опрос, проведение лабораторных
работ.
При проведении аттестации используются методы: педагогическая диагностика, беседа, наблюдение.

Список литературы
1. Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. 304 с.
2. Анашкина Е.Н.Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды/ – Ярославль: «Академия развития» - 192 с.
3. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и
окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997 – 230 с.
4. Касаткина Н. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. – Учитель,
2010. – 160 с.
5. Клинковская, Н. И., Пасечник, В.В. Комнатные растение в школе: кн. Для
учителя. – М.: Просвещение, 2000. – 268 с.
6. Ситников В. П., Шалаева Г. П. Мир животных АСТ, Слово, 2010. – 300 с.
7. Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя. –
М.: Издательство «Первое сентября», 1999. – 366 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».