Рабочая программа «Обучение игре на гитаре»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Никитинская средняя общеобразовательная школа"
Согласовано:
Педагогическим советом
Протокол №1 от 29.08.2024 года

Утверждена:
Директор МКОУ НСОШ
_______И.В.Белоруссов

Дополнительная
общеразвивающая программа
художественной направленности

«Обучение игре на гитаре»
Целевая аудитория: обучающиеся 8-17 лет
Срок реализации: 1 год

1

Содержание
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы…………………3
1.1. Пояснительная
записка……………………………………………………3
1.2. Цели
и
задачи
программы…………………………………………………7
1.3. Содержание
программы……………………………………………………8
1.4. Планируемые результаты……………………………………………… .
11
2. Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий………
12
2.1. Календарный учебный график………………………………………… 12
2.2. Условия реализации программы……………………………………… 12
2.3. Формы аттестации………………………………………………………..
12
2.4. Оценочные
материалы…………………………………………………
13
2.5. Методические
материалы………………………………………………..14
Список литературы………………………………………………………….1617
Приложение 1…………………………………………………………………..18

2

Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Образовательная программа «Обучение игре на гитаре» имеет
художественную направленность. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа составлена на основе следующих нормативноправовых актов:
•
– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция);
•
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в
Минюсте России 18.12.2020 N 61573);
•
-«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2021);
•
-Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
•
– Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 года (далее – Концепция) разработана на основе приоритетных целей
государственных документов стратегического планирования социальноэкономического развития Российской Федерации до 2030 года;
государственной образовательной политики в сфере дополнительного
образования детей; принципов преемственности научно обоснованных
подходов Концепции развития дополнительного образования, утвержденной
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. №
729-р в части определения ценностного статуса и социокультурной роли
дополнительного образования;
•
-план мероприятий в рамках Десятилетия детства утвержден
Распоряжением от 23 января 2021 года №122-р;
•
– план мероприятий в рамках стратегии развития воспитания до
2025 года утвержден Распоряжением от 12 ноября 2020 г. № 2945-р;
•
-Паспорт национального проекта «Образование» утвержден По
итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации
по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года;
3

•
– паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное
образование для детей» утвержден по итогам заседания президиума Совета
при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным
проектам 30 ноября 2016 года;
•
– Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного образования»;
Актуальность настоящей программы обусловлена практической
значимостью. Обучаемые могут применять полученные знания на практике:
подбирать аккорды к полюбившемуся произведению, участвовать в концертах
художественной самодеятельности. Реализация программы позволит
приобщить детей к игре на гитаре, пению, развитию музыкального слуха, что
окажет благоприятное воздействие на формирование нравственных качеств и
развитие эстетических чувств личности.
Программа направлена на формирование и развитие творческих
способностей. Музыка - искусство, обладающее большой силой
эмоционального воздействия на человека, и поэтому она может играть
огромную роль в воспитании детей и юношества.
Гитара всегда пользовалась огромной популярностью в молодежной
среде. Умение играть на этом музыкальном инструменте - своеобразная сфера
духовной жизни подростка, его самовыражение и самоутверждение, ярко
раскрывающее индивидуальную самобытность каждого. В занятиях гитарой
обучающиеся создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле
притяжения для сверстников, усиливают проникновение «золотого фонда»
отечественной песенной культуры в молодежную среду.
С гитарой можно посидеть у костра, в компании сверстников, исполняя
песни известных, популярных и просто понравившихся исполнителей или
групп, таких, например, как Ю. Визбор, О. Митяев, «Алиса», «Машина
времени» и других.
Отличительной особенностью данной программы является
доступность в обучении игре на гитаре, освоение приемов игры на
инструменте за довольно короткий период. В содержании программы имеются
следующие разделы:
1.
Основы музыкальной грамоты
2.
Азы игры на гитаре
3.
Техника исполнения игры на гитаре
4.
Отработка практических навыков. Аккомпанирование песен под гитару.
4

Подготовка к концертной деятельности.
При работе с детьми используются такие формы организации занятий,
которые в наибольшей степени способствуют пробуждению интереса к
музыкальным занятиям, побуждают детей к активной творческой
деятельности: индивидуальный подход к каждому ребёнку, занятия в группе,
подготовка концертных выступлений, выступление ребят на мероприятиях
разного уровня.
Адресат.
Программа предназначена для детей в возрасте 8 – 17 лет без
предъявлений требований к знаниям и умениям.
Максимальное число детей, одновременно находящихся в группе - 10 –
15 человек. Группы делятся по возрасту - учащиеся старших классов,
учащиеся средних классов.
Состав группы постоянный, является основным составом направления
«Обучение игре на гитаре».
Режим занятий.
Расписание занятий согласовано с расписанием в общеобразовательной
школе и, кроме того, не нарушает нормальный режим дня детей. Занятия
проводятся для учащихся во внеурочное время 1 раз в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятий в группах устанавливается в соответствии с
санитарными нормами и правилами и рассчитана в академических часах
(академический час – 40 минут).
Объем общеобразовательной общеразвивающей программы: для
освоения программы на весь период обучения запланировано 68 учебных
часов; продолжительность части образовательной программы (года обучения)
по учебному плану – 68 часов.
Срок освоения программы - 1 год.
Формы проведения занятий: беседа; практическая работа.
Формы подведения итогов реализации программы: - участие в
концертах, мероприятиях, различных конкурсах школьного, поселкового,
муниципального уровней.
Формы организации обучения и режим занятий:
•
фронтальная - одновременная работа со всеми детьми;
•
групповая - организация работы по малым группам от двух до семи
человек;
•
коллективная
организация
поискового
или
творческого
взаимодействия между детьми.
5.

5

Теоретические занятия:
•
беседа;
•
урок усвоения знаний
Практические занятия:
•
урок приобретения умений и навыков;
•
урок закрепления знаний, умений, навыков;
•
урок-зачет;
•
участие в концертах.
Формы подведения итогов реализации программы:
•
участие в концертах, мероприятиях, различных уровней.
1.2 Цели и задачи программы
Основная цель программы - развить творческие способности
обучающихся, стремление к самосовершенствованию и духовному
обогащению; осуществляя нравственно-эстетическое воспитание средствами
и возможностями музыкального искусства посредством занятий пением, игры
на инструменте, изучения музыкальной культуры своего народа.
Учебные задачи:
•
изучение инструмента, обучение основным приемам игры на
шестиструнной гитаре;
•
сообщение элементарных сведений по теории музыки, способствующих
освоению музыкальной грамоты;
•
развитие у обучающихся умения петь под свой аккомпанемент;
•
развитие слуха, голоса, чувства гармонии, ритма, музыкальной памяти,
вовлечение детей в мир прекрасных песен и романсов;
•
развитие трудолюбия, коллективизма и ответственности; формирование
нравственно-эстетических норм межличностных взаимоотношений, навыков
поведения и работы в коллективе.
Развивающие задачи:
•
развитие
творческих
способностей
обучающихся,
навыков
самостоятельной работы на инструменте;
•
раскрытие творческого потенциала каждого ребенка посредством
побуждения к самостоятельной творческой активности;
•
развитие
познавательной
активности,
внимания,
умения
сосредотачиваться, установки на достаточно долгий упорный труд в освоении
техники игры на инструменте;
6

•
расширение общего художественного кругозора, способности к
самообразованию.
Воспитательные задачи:
•
воспитать активного участника в общественно-полезной деятельности;
•
вырабатывать у обучающихся социально-ценные навыки поведения,
общения, группового согласованно действия;
•
создать условия для освоения азов этикета и эстетики.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Количество часов

Название раздела

Теория

Практика

Всего

1
2

Вводное занятие. Вводный инструктаж
Посадка и постановка рук. Устройство
и настройка гитары.
Аппликатурные обозначения

2
2

0
4

2
6

3

Основы музыкальной грамоты.
Построение аккордов
Обучение основам техники игры на
шестиструнной гитаре.
Изучение простых и легких песен

4

6

10

4

6

10

Приемы звукоизвлечения Положение
рук при игре. Учебно-тренировочные
занятия (упражнения, переборы,
аккорды)
Обучение игре в ансамбле.
Аккомпанемент.

6

16

20

2

8

10

Репетиции и концертные выступления

2

8

10

22

48

68

4
5

6

7
Всего

Форма
контроля
Опрос
Практическая
работа.
Текущие
наблюдения
Устный
опрос.
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Практическая
работа,
публичные
выступления
Практическая
работа.

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. Вводный инструктаж
Теория: цели и задачи программы «Обучение игре на гитаре».
Вводный инструктаж. Проведение инструктажа по технике безопасности на
занятиях и при работе с инструментом. Правила внутреннего распорядка
учащихся.
Форма контроля: опрос
7

2.
Посадка и постановка рук. Устройство и настройка гитары.
Аппликатурные обозначения
Теория: беседа об истории возникновения гитары. Предки гитары.
Основные элементы гитары. Правила настройки гитары. Камертон. Посадка:
положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество
исполнения.
Практика: звукоизвлечение, аппликатурные обозначения и их практическое
применение на инструменте.
Форма контроля: практическая работа, текущие наблюдения
3.
Основы музыкальной грамоты. Построение аккордов. Обучение
основам техники игры на шестиструнной гитаре.
Теория: функции правой и левой руки, название струн, расположение
соответствующих ладов,
диапазон инструмента, изучение условных
обозначений. Теоретические сведения об основных музыкальных
понятиях. Метр. Ритм. Композиция. Тональность. Схема построения
аккордов. Построение трезвучия. Тоника. Аккорды с трезвучием.
Практика: освоение инструмента. Приобретение умения элементарного
звукоизвлечения. Положение правой руки при исполнении упражнений.
Первые упражнения правой рукой. Овладение начальными двигательными и
игровыми навыками: игра ровным звуком, простые переборы, свобода
исполнительского аппарата, постепенное подключение большого пальца,
изучение техники боя. Начальная постановка левой руки: простые аккорды,
чередование басов и аккордов. Игра двумя руками. Контроль над качеством
звука.
Форма контроля: практическая работа, текущие наблюдения
4.
Изучение простых и легких песен.
Теория: развитие умения определять характер музыки. Определение по слуху
направления мелодии. Накопление простейших музыкальных впечатлений.
Понятие о музыкальных жанрах: знакомство с буквенным обозначением
аккордов, ритмический рисунок пьесы, отработка несложных динамических
изменений.
Практика: начальные умения смены аккордов во время исполнения
музыкального произведения. Выразительное исполнение музыкального
произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование
чувства целостности исполняемых песен.
Форма контроля: практическая работа. Текущие наблюдения.
5.
Приемы звукоизвлечения Положение рук при игре. Учебно8

тренировочные занятия (упражнения, переборы, аккорды).
Теория: привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений
на инструменте. Ознакомление с приемами звукоизвлечения на гитаре.
Отработка правильного ритма.
Практика: упражнения для правой руки: правильное положение правой руки
на инструменте, правильная постановка пальцев. Воспроизведение звучания
открытых струн. Упражнения на смену пальцев. Овладение основными
переборами. Отработка в упражнениях техники простого боя.
Форма контроля: практическая работа.
6.
Обучение игре в ансамбле. Аккомпанемент.
Теория: формирование знаний музыкальной терминологии, навыков чтения
нот с листа и транспонирования несложного музыкального текста, навыков
подбора по слуху.
Практика: формирование умения слушать друг друга, слышать основной
голос, подголосок, аккомпанемент, понимать роль своей партии в исполнении
музыкального произведения, грамотно исполнять авторский текст, играть
вместе, чисто и ритмично. Отработка владения едиными штрихами,
аппликатурой и динамикой, умением самостоятельно выбрать и выучить
музыкальное произведение, стремясь выразительно, в соответствии со
стилевыми особенностями, исполнять музыкальное произведение.
Форма контроля: практическая работа, публичные выступления
7.
Репетиции и концертные выступления
Теория: понятия о сценическом поведении на концертах, конкурсах,
фестивалях.
Практика: сольные выступления на мероприятиях разного уровня, в том
числе и муниципальных.
Форма контроля: практическая работа.
1.4 Планируемые результаты
В конце обучения (в конце учебного года) обучающиеся, посещающие
занятия должны приобрести определенный объем музыкальных знаний,
умений и практических исполнительских навыков, необходимых для их
дальнейшей
самостоятельной
музыкально-творческой
деятельности,
способность владеть инструментом на начальном уровне пользователя.
Результатом обучения в кружке должно стать знание жанровых
особенностей бардовской песни, известных авторов и исполнителей, умение
самостоятельно выбрать и разучить песню, выступить на концерте , знать об
имеющихся в городе, в районе клубах авторской песни.
9

Ожидаемые результаты и способы их проверки определяется через
концертные выступления, участие в школьных, и классных мероприятиях,
детских музыкальных фестивалях, в которых проявляется общественно полезный характер их музыкальной творческой деятельности
Учащиеся должны знать:
•
основные приемы игры на гитаре, ее настройку, эксплуатацию;
•
основы музыкальной грамоты;
•
историю жанра гитарной песни;
•
популярные гитарные песни;
•
популярных авторов-исполнителей.
Учащиеся должны уметь:
•
правильно ставить аккорды, играть;
•
настраивать гитару;
•
читать и записывать аккорды.
Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Количество учебных недель по программе – 34 недели.
Количество учебных дней – 34 учебных дня.
Календарный учебный график представлен в Приложении 1.
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Для проведения занятия необходим свободный
кабинет,
удовлетворяющий
санитарно-гигиеническим
нормам;
готовый
раздаточный материал с музыкальными произведениями;
гитары,
персональный
компьютер,
офисное
программное
обеспечение,
мультимедийный проектор, тетрадь для записи песен и аккордов, наглядные
пособия (метроном, табулатуры), диски, классная доска.
Кадровое обеспечение
Программу может реализовывать педагог дополнительного образования
с навыками владения инструмента и знаниями в области музыкального
искусства.
10

2.3 Формы аттестации
Задания для текущего контроля
1. Назвать основные аккорды на гитаре (ЛЯ минор, РЕ минор, МИ мажор, ДО
мажор, СОЛЬ мажор, ЛЯ септ).
2. Назвать основные приёмы игры боем на гитаре (бой «тройка», бой
«пятёрка», бой «шестерка» с глушением).
3. Назвать основные приёмы игры перебором на гитаре (от 3 струны к 1, от 3
к 1 и обратно, возврат на 1 струну).
4. Назвать основные приёмы игры щипком на гитаре (бас плюс 1 щипок, бас
плюс 2 щипка, бас плюс 3 щипка).
5. Исполнить сольно 1 выученное музыкальное произведение наизусть.
Критерии результативности реализации программы
1.
Знать и играть основные аккорды.
2.
Уметь играть аккомпанемент.
3.
Координация пения и собственного гитарного аккомпанемента.
4.
Уметь исполнить3-5 песен начального уровня.
2.4 Оценочные материалы
Для
оценивания
результатов
освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
предусмотрен
инструментарий.
Прослушивание
1. Определение качества музыкального слуха, памяти, музыкальности при
исполнении обучающимся песни:
•
чистота интонирования;
•
слышать и точно воспроизводить мелодическое движение;
•
различение звуков по высоте.
2. Проверка чувства ритма – выстукивание ритма музыкального произведения,
исполняемого педагогом.
3. Повторение по памяти короткой одноголосной музыкальной фразы,
исполненной педагогом.
Вопросы для определения уровня форсированности теоретических
знаний:
1.
Назовите основные части гитары.
2.
По каким нотам настраиваются струны гитары.
11

3.
4.
5.
6.
7.

Назовите основные приемы игры на гитаре.
Назовите виды шестиструнных гитар.
Какие положения при игре вы знаете.
Чем различаются различные виды гитар, приведите примеры.
Назовите обозначения основных аккордов.
2.5 Методические материалы

Образовательный процесс по данной программе предполагает очное
обучение.
Методы обучения:
1.
Метод проблемного обучения.
2.
Наглядный метод.
Методы воспитания:
1.
Стимулирование.
2.
Мотивация.
3.
Метод дилемм.
Формы организации образовательного процесса
Программа курса обучения «Обучение игре на гитаре» рассчитана на 1
год (34 часа). Занятия с учащимися в кружке ведутся как в групповой форме,
так и в индивидуальной, в зависимости от особенностей и содержания каждого
конкретного вида работы.
Формы организации учебного занятия
Обучение состоит из теоретической и практической частей
Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работу с
текстом, изучение творчества отдельных композиторов, современных групп,
исполнителей, знакомство с историей создания музыкальных инструментов.
Практическая часть обучает практическим приёмам игры на
гитаре (сольное исполнение и ансамблевое).
Музыкальную основу программы составляют произведения эстрадного
гитарного репертуара, а также бардовские песни, романсы, популярные
песни радио и кино. Песенный материал играет самоценную смысловую
роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учётом доступности,
необходимости, художественной выразительности (частично репертуар
зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Педагогические технологии
12

Программа предусматривает разнообразные способы деятельности
познавательно-воспитательного характера: это беседы о музыке, об истории
гитарного искусства, слушание музыки; основы музыкальной грамоты;
обучение игре на музыкальном инструменте (гитаре); приобретение навыков
ансамблевой игры; концертные выступления (участия в мероприятиях).
Алгоритм учебного занятия
1.
Организационный момент.
2.
Объяснение задания.
3.
Практическая часть занятия.
4.
Подведение итогов.
5.
Рефлексия.
Дидактические материалы
Данная программа предполагает наличие следующего раздаточного
материала:
•
карточки с нотным текстом;
•
схемы основных аккордов для начинающих;
•
тексты песен с аккордами;
•
демонстрационные материалы (фотографии, рисунки, видеоролики).
Список литературы
Список литературы для обучающихся
1.
Агеев Д.. Гитара для начинающих. Питер, 2010.
2.
Бахмин А.А., Мольнар Самоучитель игры на шестиструнной
акустической и электрогитаре // под ред. А.А. Бахмин, А.А. Мольнар, М:
Современное слово, 2015.
3.
Беленький Л.П. Возьмемся за руки, друзья. Сборник рассказов об
авторской песне. М: Молодая гвардия, 1012.
4.
Вещицкий П.М. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М:
Современный композитор. 1012г.
5. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. М., 2003.
6.
Литературно-музыкальный альманах «Молодежная эстрада». Сборник
бардовских лирических песен. 2016 г.
7.
Николаев А.Г.. Самоучитель игры на 6-струнной гитаре. Серия: «Мир
культуры, истории и философии». М.: «Лань», 2011.
8.
Петерсон А.. Самоучитель игры на 6-струнной гитаре, М: Планета
музыки, 2011.
13

Список литературы для педагога

1.
Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М.: Музыка,
2007.
2.
Вещицкий П.И. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды
и аккомпанемент. - М., 2007.
3.
Владимирский С. Н. Гитара для всех / Владимирский С. Н.- М.: Пионер. Правда: Рось: Фантастика для всех, 1994 – 74 с.
4.
Волков В. Д. Проблемы гитарного репертуара. / Гитарист. - 2000. - №1.
5.
Григорович В. Б., Андреева З.М.. Слово о музыке /сост. В. Б.
Григорович, З.М. Андреева. – 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1990г. – 317
с.
6.
Добрынина Е. А. Любителям музыки посвящается. – М.: Сов.
Композитор, 1980. – 82 с.
7.
Иванов-Крамской А.М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М.:
Музыка, 2008.
8.
Каркасси М. «Школа игры на шестиструнной гитаре»:/ М. Каркасси; под
общ.ред. А. Иванова-Крамского ; пер. Н. Рождественская. – Переизд. М.
Кифара, 1999. – 152 с.
9.
Катанского В.
Русский шансон: песенник. - М.: Издательство
В.Катанского, вып. 2, 2005. – 109 с.
10. Степанов А.Н.. В добрый час, друзья! /сост. А.Н.Степанов.-Томск:
Культ, 2000. – 40 с.
11. Суханов В.Ф. Гитара для всех: самоучитель игры на шестиструн. гитаре
/ В. Ф. Суханов. – 10 - е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 109 с.

14

Приложение 1
Календарный учебный график
№
1
2-3
4
5
6
7
8
9
10-11
12
13
14
15
16

17
18
19
20

21
22
23
24-25
26

Дата

Тема урока

Кол-воФорма контроля
час.
Введение в курс.
2ч. Наблюдение
Звукоизвлечение.
2ч. Наблюдение
Основы музыкальной грамоты.
2ч. Практический
Задачи правой и левой руки во время игры.
2ч. Практический
Правая рука. Постановка и способы игры
2ч. Практический
Постановка пальцев левой руки при зажатии 2ч. Практический
струн в аккордах.
Аккорды и гармония.
2ч. Практический
Пение песен под гитару.
2ч. Практический
Разучивание аккордов. Пение под гитару.
4ч. Практический
Дробные аккорды.
2ч. Практический
Песня под гитару с аккомпанементом
2ч. Практический
Песня на школьном празднике.
2ч. Творческий
отчет
Песня на школьном и городском
2ч. Творческий
празднике.
отчет
Концертная деятельность в школе.
2ч. Творческий
отчет
I полугодие
30 ч.
Гитарный «бой
2ч. Практический
Игра в ансамбле.
2ч. Практический
Гитарный «бой» и аккордами.
2ч. Практический
Разучивание техники правой и левой руки
2ч. Практический
одновременно. (тренировочные
упражнения для рук
Гитарный перебор. Виды переборов
2ч. Практический
Гитарный дуэт .
2ч. Практический
Песня в дуэте.
2ч. Практический
Музыкальный ансамбль.
4ч. Практический
Техника исполнения песен.
2ч. Практический

15

27
28
29
30-31
32-33
35

Характер исполнения музыкального
произведения.
Музыкальные произведения к
календарным праздникам
Сольная мелодия на гитаре.
Баррэ. Закрытые аккорды.
Разучивание песен в ансамбле
Музыкальная гостиная у костра. Пение песен
под гитару.
II полугодие
Всего в год

16

2ч. Наблюдение
2ч. Творческий отчет
2ч.
4ч.
4ч.
4ч.
38 ч.
68 ч.

Практический
Практический
Практический
Творческий отчет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».