Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Никитинская средняя общеобразовательная школа" Согласовано: Педагогическим советом Протокол №1 от 29.08.2024 года Утверждена: Директор МКОУ НСОШ _______И.В.Белоруссов Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматы. Первые шаги» Целевая аудитория: обучающиеся 8-12 лет Срок реализации: 1 год д. Никитино 2024 год 1.1. Пояснительная записка Почти крылатыми стали слова о том, что шахматы представляют собой сплав из трёх компонентов спорта, науки и искусства Классический пример - сама шахматная партия. Результат её влияет на турнирное положение участников спортивный момент. Красивая комбинация, проведённая в ней, может превратить встречу в произведение искусства, наконец, для успешной игры требуется основательная теоретическая, то есть научная подготовка. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Образовательная программа "Шахматы" имеет физкультурно-спортивную направленность. Образовательная программа "Шахматы" позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, участие в шахматных турнирах разного уровня. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Эта игра приносит школьникам много творческих радостей. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость. Летние каникулы - прекрасная возможность развития творческого потенциала личности ребенка, включение его в систему новых отношений, приобретение нового социального опыта, время новых возможностей для интеллектуального, личностного и социального роста. Неслучайно трендом сегодняшнего дня является утверждение: «Каникулы – время развития!» Новизна программы и её отличительные особенности состоят в том, что в отличие от типовых программ уделяется больше времени активным формам обучения: турнирам, конкурсам, соревнованиям. Наряду со спарринг игрой время продиктовало ввести в программу тренировки на компьютерных программах шахматных тренажёрах, что позволяет существенно повысить уровень мастерства учащихся. Актуальность программы Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и так их качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Эта игра приносит школьникам много творческих радостей. Гармонически сочетая в себе элементы спорта, искусства и науки, она оказывает многостороннее влияние на детей, помогает формированию лучших чертих характеров, развитию умственных способностей и художественных вкусов. Функциональная грамотность Обучение по программе «Шахматы» способствует формированию компоненту функциональной грамотности - креативного мышления. Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и нового знания, и эффектного выражения воображения. Развивать креативное мышление на занятиях помогает совместная выработка стратегии игры, разработка новых упражнений и заданий, выдвижение, оценка и совершенствование креативных идей, а так же их воплощение на практике. При освоении образовательной программы креативное мышление формируется через: - быстроту (способность высказывать максимальное количество идей); - гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей); - оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи); - точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям). Результатами формирования функциональной грамотности – креативного мышления станет умение проводить критический анализ предложений, который поможет увидеть их сильные и слабые стороны, находить и извлекать информацию в различном контексте, объяснять и описывать явления на основе полученной информации, анализировать и интегрировать полученную информацию, формулировать проблему, интерпретировать и оценивать её, делать выводы, строить прогнозы, предлагать пути решения. А также - мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - основы теоретического мышления определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение; - сформированность общественной активности, культуры общения и поведения в социуме; - информационная компетенция (анализ, синтез, оценка, аргументация). Модель оценки креативного мышления: 1. Уточнение и совершенствование идей 2. Отбор креативных идей 3. Выдвижение разнообразных идей 4. Выдвижение креативных идей 5. Оценка сильных и слабых сторон идей 6. Выдвижение и совершенствование идей. 6 Воспитательная работа по программе «Шахматы» направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого учащегося. Аспекты интеллектуального воспитания, реализуемые программой «Шахматы»: - формирование у учащихся представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности в рамках деятельности творческого объединения; - формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства; - формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни. Мероприятия в развитии интеллектуального воспитания по программе «Шахматы» направленные на: - организацию работы с одаренными детьми и подростками, на развитие их интеллектуальных способностей; - повышение познавательной активности обучающихся, формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда; - создание системы конкурсов, направленных на развитие мотивации к обучению в различных областях знаний для учащихся. Адресат программы рассчитан на детей младшего и среднего школьного возраста 8-12 лет, не имеющих специальных навыков. Возраст учащихся в объединении может изменяться в зависимости от их уровня подготовленности (развития). Объем программы включает общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы. Программа обучения рассчитана на 72 часа. Формы обучения – очная, допускается применение дистанционных образовательных технологий. На период реализации программы, в течение которого федеральными и/или региональными и/или местными правовыми актами устанавливается запрет и/или ограничение на реализацию дополнительных общеобразовательных программ очно, по месту нахождения организации, реализация соответствующего указанному периоду учебного плана программы осуществляется с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий осуществляются следующие виды учебной деятельности: самостоятельное изучение учебного материала; учебные занятия 7 (лекционные и практические); консультации; текущий контроль; промежуточная аттестация. Педагог осуществляет сопровождение программы в следующих режимах: тестирование онлайн; консультации онлайн; предоставление методических материалов на официальном сайте учреждения или другой платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов; сопровождение офлайн (проверка тестов, контрольных работ, различные виды текущего контроля и промежуточной аттестации). При использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используются следующие технические средства обучения: компьютер; веб-камера; микрофон; стабильное интернет-соединение. Для проведения онлайн занятий и видеозвонков используются следующие ресурсы: VKontakte, Сферум, ФГИС «Мля школа» Для осуществления обратной связи с учащимися и родителями используются социальные сети; электронная почта; Viber; WhatsApp. Методы обучения направлены на поддержание устойчивого интереса к занятиям, создания комфортного психологического климата, накопления знаний в области теории игры и на развитие творческих способностей: словесный, наглядно-практический, объяснительно – иллюстрационный, репродуктивный, частично – поисковый. Тип занятия: комбинированный, диагностический, контрольный и др. теоретический, практический, Формы проведения занятия в каждом конкретном случае и на различных этапах обучения определяется степенью сложности изучаемого материала, уровнем общего развития обучающихся, образовательной целью и многими другими факторами, включая эмоциональный настрой: • Беседа • практическоезанятие • спарринг-игра • «мозговой штурм» • задания, направленные на поиск решения шахматных задач • анализ ошибок и поиск путей их устранения; • турниры Срок освоения программы – 36 недель, 1 год, Режим занятия. Годовая нагрузка 72 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, всего 2 часа в неделю. Допускается проведение занятий в каникулярное время Уровень сложности программы – базовый. 8 Язык обучения по программе – русский язык. Наполняемость группы: минимальное количество – 8 человек, максимальное количество –16 человек. 1.2. Цель и задачи программы Цель: заложить фундамент интеллектуально – логического мышления, научить правильно организовывать время досуга, приобщить детей к занятиям спортом и наукой, способствовать развитию умственных способностей и художественного вкуса. Задачи: 1. Научить детей составлению стратегического плана в игре. 2. Развить интерес учащихся к шахматному творчеству. 3. Сформировать умение выразить свой замысел во время игры. 4. Воспитать, инициативность и упорство в достижении целей. 9 1.3. Содержание программы Учебный план первого года обучения Название раздела, темы № Всего часов 1Вводный инструктаж. 1 Организационное занятие. Количество часов Теория Практика 1 2Шахматная теория: Пешки и фигуры. 3 3 3Ладья, конь, слон, ферзь и король 4Шах и мат королю 3 3 2 2 5Решение шахматных задач 6Спарингигра 5 5 4 4 3 3 7Сеанс Одновременной игры с педагогом 8Типичные матовые позиции 5 Формы аттестации/ контроля 2 Тест 3 9Решение шахматных задач 1Спарингигра 6 6 4 4 1Мат ферзем 2 1Спарингигра 3 1Разбор типичных ошибок 1Спарингигра 2 1Рокировка 1 Наблюдение 0 1 1 1 3 2 3 2 6 6 4 5 1 Наблюдение 10 6 7 1Решение Шахматных задач 1Сеанс одновременной игры 5 5 Наблюдение 2 2 Тест 1Эндшпиль 2 2 1Спарингигра 3 3 2Решение шахматных задач 2Турнир 5 5 5 5 8 9 0 Наблюдение 1. Итого 72 15 57 Содержание учебного плана первого года обучения Вводный инструктаж. Организационное занятие. Теория: Правила шахматной игры. Сроки проведения соревнований и турниров. Практика: Показ фотографий и видео с шахматных турниров учащихся прошлых лет. Показ турниров великих гроссмейстеров. 1. Шахматная теория: пешки и фигуры. Теория: Знакомство учащихся с шахматной доской (горизонталь, вертикаль, диагональ), шахматной нотацией, названием фигур и их абсолютная стоимость. Практика: Расстановка фигур на шахматной доске. 2. Ладья, конь, слон, ферзь и король. Теория и практика: Правило: «взялся за фигуру - ходи». Ходы обратно не берутся. Ладья. Слон. Ферзь. Король. Конь. Тяжелые и лёгкие фигуры. Пешка. Каждая пешка может стать ферзём. «Взятие на проходе». 3. Шах и мат королю. Теория: Цель игры. Практика: Практические упражнения по достижению главной цели игры. 4. Решение шахматных задач. Практика: Решение задачи сюжетов из сборника и других изданий. Форма контроля: Тест. 5. Спарингигра. Теория: Повторение ранее пройденного, теоретического материла. Практика: Учащиеся усваивают материал, играя с более подготовленными сверстниками. 6. 11 Сеанс одновременной игры с педагогом. Теория и практика: Игра с педагогом для проверки усвоенного материала. 7. Типичные матовые позиции. Теория: Ознакомление с типичными окончаниями по дидактическим таблицам и на демонстрационной доске. Практика: Тренировки на компьютерном тренажере. 8. Решение шахматных задач Практика: Решение задач и сюжетов из сборника и других изданий. Форма контроля: Наблюдение. 9. Спарингигра. Теория: Повторение ранее пройденного теоретического материла. Практика: Учащиеся усваивают материал, играя с более подготовленными сверстниками. 10. Мат ферзем. Теория: Постановки мата в пределах десяти ходов. Практика: Упражнения постановки мата в пределах десяти ходов. 11. Спарингигра. Теория: Повторение прошедшего теоретического материала Практика: Учащиеся усваивают материал, играя с более подготовленными сверстниками. 12. Разбор типичных ошибок. Теория и практика: Разбор и оценка ошибок, допускаемых учащимися при игре. 13. Спарингигра. Теория: Повторение прошедшего теоретического материала Практика: Учащиеся усваивают материал, играя с более подготовленными сверстниками. Форма контроля: Наблюдение. 14. Рокировка. Теория: Цель, правила и задачи рокировки. Практика: Практические упражнения на рокировку. 15. 16. Решение шахматных задач. 12 Практика: Решение задач и сюжетов из сборника и других изданий. Форма контроля: Наблюдение. Сеанс одновременной игры с педагогом. Практика: Игра с преподавателем для проверки усвоенного материала. Форма контроля: тест. 17. Эндшпиль. Теория: Заключительная часть партии. Практика: Типичные позиционные окончания. 18. Спарингигра. Теория: Повторение прошедшего теоретического материала. Практика: Учащиеся усваивают материал, играя с более подготовленными сверстниками. 19. Решение шахматных задач. Практика: Решение задачи сюжетов из сборника и других изданий. Форма контроля: Наблюдение. 20. Турнир. Практика: Мини-турниры на выявление победителя среди объединения. Изучение и приобретение навыков турнирной борьбы. . 21. одного 2.2. Условия реализации программы Для реализации программы необходимы: • Кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям; • Набор шахматных досок с фигурами; • Шахматные часы; • Демонстрационная доска; • Методические разработки; • Литература и периодические издания для педагога и детей; Возможность выступления на турнирах. Оборудование кабинета Для занятий в объединении необходимо светлое, просторное помещение для размещения 8 столов. Кабинет должен нормально освещаться. Рабочие места надо по возможности размещать так, чтобы при естественном освещении не было надобности в дополнительных источниках света. Желательно окрашивать стены кабинета в голубой, зеленый, желтый тона или их оттенки. 13 № Наименование имущества Количест во п /п 1 Стол педагога. 1 2 Стол ученический 8 3 Стол педагога. 1 4 Стулья. 17 . . . . Шкаф для хранения шахматных наборов . материалов, пособий. 6 Жалюзи. . 7 Доска демонстрационная . 8 Шахматная доска . 9 Набор шахматных фигур . 1 Аптечка. 0. 1 Огнетушитель №2 1. 1 Персональный компьютер 2. 1 Проектор. 3. 2.3. Формы аттестации 5 1 2 1 8 8 1 1 1 1 Для определения результативности освоения программы используются следующие виды аттестации: входной контроль – оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса, проводится с целью определения уровня развития детей; текущий контроль – оценка качества усвоения учащимися учебного материала, отслеживание активности учащихся; промежуточный контроль – оценка качества усвоения учащимися учебного материала по итогам учебного периода (этапа/года обучения); 14 итоговый контроль –оценка уровня достижений учащимися по завершении освоения программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей: заключительная проверка знаний, умений, навыков. Для входного контроля используются следующие формы: беседа, собеседование, практическое задание на определение умений и навыков. Текущий контроль проводится по завершению разделов и тем. Формами текущего контроля являются: наблюдение, практические задания, спарингигра, турнир. Промежуточный контроль проводится1раз в полугодие. Формами промежуточного контроля являются: тест, спарингигра, турнир. Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе. Формой итогового контроля является тест, турнир. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: Грамота, диплом, журнал посещаемости, фото, свидетельство (сертификат).протокол соревнований. Формы предъявления и демонстрации Таблицы тестов, турнирные таблицы. образовательных результатов: Тест 1 1. 2. Всего на шахматной доске 64 клетки, из которых сколько белых ичерных Соответственно шахматная доска это квадрат на клеток Обязательное условие расположения доски: первая клетка слева от играющего должна быть какой? 3. 4. В шахматной партии принимает участие сколько видов фигур? Как называются эти фигуры и в каждой армии соответственно по сколько таких фигур? 5. 6.1. - 2. - 15 3. - 4. - 5. 6. - - У каждой стороны по сколько фигур в начале игры Ходят пешки только . После своего первого хода пешка передвигается только на клетку вперед за один ход. 10. Бить фигуры соперника пешка может на одну клетку вперед по диагонали и 7. 8. 9. С пешкой связано одно из самых интересных правил в шахматах – правила . Заключается оно в следующем. Если пешка доходит до последней горизонтали (8- я для белых пешки, 1- я для черных), она превращается в любую другую фигуру (кроме короля). Наглядно это видно в позициях ниже. 11. Перед ходом После хода 16 12. Конь ходит буквой« ». Траектория его хода указана ниже на диаграмме: Ниже указаны два небольших задания для того, чтобы вы запомнили принципы ходов пешки и коня. 13. Сколько ходов необходимо Чёрный конь напал на белую белому коню, чтобы сбить пешку. Каким образом её можно черную пешку? защитить? 14. Какая фигура ходит и наносит удары только по диагонали во все стороны и на любое расстояние как показано на рисунке?_ Какая фигура ходит и бьет по прямой на любые расстояния и во все стороны (вперед, назад, вправо и влево). Не может перепрыгивать через другие фигуры? 15. 17 Ниже указаны легкие задачи для того, чтобы запомнить, как ходят ладья и слон. 16. Ход белых Каким ходом белый слон может, одновременно напасть на черную ладью и коня? Ход черных Ладья может ударить белого слона. Выгоден ли такой удар черным? Обоснуйте свой ответ. Какая фигура ходит во все стороны по вертикали и диагонали на любые расстояния. То есть, он обладает возможностями ладьи и слона одновременно. Схематично указано на диаграмме ниже. 17. 18. Какая самая главная фигура? 18 Она не имеет номинальной стоимости, её нельзя разменивать, держать под боем фигур соперника, Она требует постоянной защиты. Но это не потому, что слишком уж слабый как фигура, а потому, что если она погибает, то партия для играющего проиграна. Король, как и ферзь, ходит и наносит удары во все стороны по вертикали и диагонали, но только на клетку. 19. То есть, находясь в середине доски король пробивает полей. 20. Тест 2 1. Спертый мат может получится на первом ходу? Нет Да 2. "Вилка"-это тактический удар, включающий в себя: Нападение на две фигуры Защиту двух фигур Нападение на одну фигуру Защиту одной фигуры 3. Миттельшпиль - это? Начало игры Середина игры Конец игры 4. Легче ли дать мат одинокому королю ферзем, чем слоном и конем? 19 Да Нет Как правило, в дебюте полезно создавать взаимодействие между своими ладьями? 5. Нет Да 6. Может ли игра закончится в дебюте? Нет Да 7. Наиболее важной в общем и целом частью шахматной доски является? Ферзевый фланг Королевский фланг Центр Неприятельского короля легче заматовать, когда он находится в центре доски? 8. Нет Да 9. Два слона могут заматовать одинокого короля только в углу доски? Да Нет Чего вы должны неприятельскому королю? 10. избегать, стараясь дать мат одинокому Взятия на проходе Пата Шахов королю 11. Какие из названных ниже фигур или их сочетаний могут дать мат одинокому королю? 20 2 коня Конь Слон Слон и конь 12. Король и пешка всегда способны выиграть против короля? Нет Да 13. Легкие фигуры должны быть развиты до начала миттельшпиля? Нет Да 14. Король и ферзь не могут заматовать одинокого короля? Нет Да 15. Мат возможен в..? Во всех указанных выше стадиях партии Дебюте Миттельшпиле Эндшпиле 16. Король и конь не могут заматовать одинокого короля? Нет Да 17. Какой фигуре освобождают диагональ? Ладья Слон Конь 18. Король и ладья не могут заматовать одинокого короля? Да Нет 19. Какое преимущество есть в шахматах? 21 Двойной удар Рокировка Материальное 20. Рокировку надо делать в дебюте как можно раньше? Да Нет 21. Пешки считаются сильнее, когда они связаны? Нет Да Что вы должны делать, в первую очередь, когда наступает стадия миттельшпиля? 22. Продвигать вперед свои пешки. Продумать свою стратегию Надеяться надо, что соперник допустит грубую ошибку Немедленно начинать атаку 23. Хорошо ли ходить в дебюте одной и той же фигурой больше, чем один раз? Нет Да 24. Король и слон не могут заматовать одинокого короля? Нет Да 25. Эндшпиль - это-….? Конец миттельшпиля Конец партии Конец дебюта Конец хода 22 26. Миттельшпилю предшествует дебют? Да Нет 27. Важно ли как можно быстрее развивать свои фигуры? Нет Да Какая из указанных ниже стратегий не самая лучшая, чтобы следовать ей в дебюте? 28. Контроль над центральными полями Открыть диагональ для своих слонов Максимально быстро развить фигуры Оставить короля в опасности в место рокировки 29. Король и пешка не могут выиграть против одинокого короля без проведения пешки с ее превращением в ферзя или ладью? Да Нет Ферзь и один может заматовать неприятельского одинокого короля, помощь короля при этом ферзю не нужна? 30. Нет Да Тест 3 Во всех задачах белые ставят мат в один ход. 23 24 25 26 27 Тест 4. С какого шахматного поля начинается крайняя левая вертикаль: а) с1 б) h1 в) a1 г)g1 2. Какая диагональ самая длинная: а) a8–h1 б) b1– h7 в) d1–h7 г)f1–h3 3.Как ходит ладья: а) по вертикали б) по горизонтали в) по диагонали г) по вертикали и горизонтали 4. Позиция, при которой королю ходить некуда, но он не находится под шахом: 1. 28 а) мат б) пат в) блокировка г) цугцванг 5. С какого шахматного поля начинается крайняя правая вертикаль: а) b1 б) h1 в) е1 г) a1 29 Какая диагональ самая короткая: а)a4 –е8 б)а2–g8 в)a6–c8г)a7 –b8 7.Нападение одной фигуры на несколько фигур или пешек противника: а)связка б) рентген в)двойной удар г) вскрытый шах 6. 8. Какая пара фигур не может заматовать короля: а)К и Кр б) Ф и Кр в)Л и Кр г)Л и Л 9. Какая пара фигур не верна по ценности фигур: а) Л<Ф б) С <Л в) К >Л г) Ф>С 10. а)Kg8– В закрытом дебюте + английское начало ход черных: f6 б) е7–е5 в)с7– с5 г) d7 – d5 30 2.4. Оценочные материалы Предметом оценивания по программе являются: набор основных знаний, умений, практические навыки по программе; универсальные учебные действия; важнейшие личностные свойства учащегося. Для определения достижения учащимися планируемых результатов используются следующие диагностические методики: Показатели и критерии по уровням освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы«Шахматы» Оценивание предметных результатов обучения: теоретическая подготовка учащегося Оценивание предметных результатов обучения: практическая подготовка учащегося Оценивание результатов в турнирах. 31 Оценочные материалы на развитие компонента функциональной грамотности – креативного мышления Найдите лучший ход Мы будем не только ставить маты, но и "работать" на выигрыш материала, искать лучший ход. Вариантов и дискуссий, как правило, эти задачки вызывают больше, чем просто поставить мат, ведь мы не знаем, чем должны закончиться наши лучшие ходы. Задание: найти лучший ход(ы) за белых. 1. 2. 32 3. 33 Критерии оценки выполнения заданий по креативному мышлению: Высокий уровень – учащийся справился с заданиями на 100% , приводит разные, интересные, ни у кого не встречающиеся версии, хорошо ориентируется в материале. Средний уровень – учащийся справился с заданиями на 70-50% , встречаются однотипные версии или ранее встречающиеся, отвечает на дополнительные вопросы. Низкий уровень – учащийся справился с заданиями менее, чем на 50%, версий мало или они однотипные, часто встречающиеся, не ориентируется в материале, на дополнительные вопросы затрудняется отвечать. 40 2.5. Методическиематериалы № Раздел, тема п Обеспечение программы методическими видами продукции /п . 1 год обучения 1 Шахматная Чтение сказки теория: пешки и «Шахматная беседка» фигуры 2 Ладья, конь, ферзь, король 3 Шах и мат королю 4 Типичные матовые позиции . . . 5 . Мат ферзем Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ Дидактический и лекционный материал Изучение шахматной Книга «Приключения в доски. шахматной стране». Дидактические задания и Демонстрационная доска с игры магнитными фигурами, «Горизонталь»,«Вертикал пешками ь» Глава из книги Дидактическая сказка Шахматные доски с «Приключения в Шахматной «Котята хвастунишки» фигурами стране». «Линии» Читаем главу «Первый Дидактические игры Непрозрачный пакет, шаг в мир шахмат» «Волшебный шахматные фигуры мешочек»,«Секретная фигура» Читаем главу «Чудесные Дидактические игры Демонстрационная доска. фигуры» «Лабиринт», «Перехитри Цветные магниты часовых»,«Взятие» Читаем главу «КовёрДидактические задания Демонстрационная самолёт» «Шах или не шах», «Мат в шахматная доска один ход» 6 Рокировка 7 Эндшпиль 8 Турниры Читаем главу «Мат и пат» . . . . 2 год обучения 1 Решение шахматных задач 2 Комбинации . 3 . Пешечные окончания Читаем главу «Ворота Каиссии» Турнирная таблица. Правила игры по ФИДЕ Дидактические задания Шахматная доска с «Пат или не пат»,«Рокировка» фигурами Дидактические задания Шахматная «Один в поле воин», «Защита» демонстрационная доска Шахматная турнирная Шахматные часы партия Диаграммы с задачами Задачи двухходовки Шахматы с обозначениями Задачи одно-двухходовки Сборник шахматных задач Задачи из сборника шахматных задач Пешка превращается в ферзя Задания из сборника шахматных задач Начинающему шахматисту 41 Компьютерны е шахматы 5 Эндшпиль 4 . . 6 Дебют . Основы стратегии и тактики 8 Элементы и оценка позиции 7 . . Интерактивная доска Диаграммы с задачами Шахматные задачи Решение задач и разбор этюдов Глава из учебника «Основные понятия стратегии и тактики» Глава из учебника Разбор типичных «Основные Понятия тактических решений стратегии и тактики» Глава из учебника Рассмотрение заданных «Элементы позиции» позиций Шахматы и таблицы Диаграммы Учебник шахматный Учебник шахматный Шахматный учебник. Компьютерный тренажер 9 . Участие в турнирах Турнирные таблицы Шахматная партия с часами Шахматные часы. Свод правил ФИДЕ 42 3.Список литературы Cписок литературы для педагога 1. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь, -М:Просвещение,1983. 2. Гершунский Б. Костьев А., Шахматы – школе, Педагогика,1991. Гришин В.,Осипов Н. В гостях у короля//Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт, М; Педагогика, 1982. 4. Карпов А., Гик Е.Шахматные сюжеты - Знание. Москва,1991. 3. Нежметдинов Р. Шахматы – Татарское книжное издательство, Казань,1985. 5. 6. Сухин И. Приключения в шахматной стране.- М: Педагогика,1991. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга – выручалочка по внеклассному чтению,- М: Новая школа, 1995,- Вып. 5. 8. Сухин И. От сказки – к шахматам. - М.: Астрель, АСТ, 2000. 7. 9. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. -М.: Астрель, АСТ, 2000. Сухин И.Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя - Обнинск; духовное возрождение,1999. 11. Каргина З.А. Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей (статья). Электронный ресурс http://dopedu.ru/stati/140-2012-05-16-21-15-31.html 10. Программа воспитания: что это такое, зачем нужна и как разработать. Электронный ресурс - https://eduregion.ru/k-zhurnal/programma-vospitaniya-chtoeto-takoe/ 12. Рекомендуемый список литературы для детей Гришин литература,1980. 1. 2. В.,Ильин Е. Шахматная азбука. - М.: Детская Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. - Л.: Детская литература, 1985. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. - Испания: Издательский центр Маркота. 3. Международная шахматная Академия Г.Каспарова, 1992. Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. М.: Новая школа, 1994. 5. Сухин И. От сказки – К шахматам.- М.: Астрель, АСТ, 2000. 4. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для первого класса - Обнинск: Духовное возрождение, 1998. 6. Приложение 1. Глоссарий Мат — ситуация в шахматах и других шахматных играх, когда король находится под шахом, иигрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать. Таким образом, при матеодновременно: Король находится под шахом; • У короля нет возможности уйти от шаха (все поля вокруг него заняты своими фигурами или находятся под ударом фигур противника, или король находится на краю игровой доски); У игрока нет возможности закрыться от шаха другой фигурой; Нет возможности взять фигуру, объявившую шах. • Означает проигрыш попавшей в такую ситуацию стороны. В русской шахматной нотации мат обозначается символом «×» после хода фигуры, в международной нотации и в шахматной композиции— символом «#» после хода. Шах — ситуация в шахматах и их вариантах, когда король находится под боем, то есть наследующем ходу хотя бы одна фигура противника сможет взять короля. Рокировка (фр.roque) — ход в шахматах, заключающийся в горизонтальном перемещении короля в сторону ладьи своего цвета на 2 клетки и последующее перемещение ладьи на соседнюю с королём клетку по другую сторону от короля. Каждая из сторон может сделать одну рокировку в течение партии. Смысл рокировки в том, что она позволяет одним ходом значительно изменить позицию короля (переместив его в менее опасное место), одновременно выводя на центральные вертикали сильную фигуру — ладью. Эндшпиль (от нем. Endspiel — «конец игры») — заключительная часть шахматной или шашечной партии. Дебют (шахматы)— начало шахматной партии. Миттельшпиль (отнем.Mittelspie l —середина игры) — следующая за дебютом стадия шахматной партии, в которой, как правило, развиваются основные события в шахматной борьбе — атака и защита, позиционное маневрирование ,комбинации и жертвы. Характеризуется большим количеством фигур и разнообразием планов игры. Иногда шахматная партия минует эту стадию игры и сразу переходит в эндшпиль. Шахматная нотация (от лат. notatio — записывание, обозначение) — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур. Шахматная композиция — создание («составление») шахматных задач и этюдов. Базируется на средствах и правилах практической игры и представляет собой независимую форму шахматного творчества. Она раскрывает красоту шахматных комбинаций, постоянно развивающуюся и привлекающую всё новых любителей.