ДООП Химия. Легко и просто 5-9 кл.

Содержание
Наименование
Стр.
1 Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
5
1.3. Содержание общеразвивающей программы
6
1.4. Планируемые результаты
8
2 Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы
аттестации
2.1. Условия реализации программы
10
2.2. Формы контроля и оценочные материалы
11
3 Список литературы
11

1 Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Химия: легко и просто!» предназначена для обучающихся 5-9 классов.
Программа рассчитана на 34 часа.
Программа имеет естественно-научную направленность.
Содержание программы знакомит обучающегося со свойствами и
применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах,
поэтому
уровень
освоения
дополнительной
образовательной
программы можно определить как стартовый.
Нормативно-правовые основания разработки программы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской федерации».
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года».
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию
и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 7
декабря 2018 г., протокол № 3).
8. Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642.
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015).
11. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от
03.09.2019
№
467).

12. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
13. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием
дистанционных образовательных технологий».
14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитание и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых".
16. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 №
900-ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской
области до 2025 года».
Содержание программы актуально тем, что ребёнок с рождения окружён различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Знакомство
учащегося с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет
раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ в среде его обитания.
Ребята этого возраста очень любознательны и привитие интереса к
предмету в данный период представляется очень привлекательным. Программа составлена с учётом возрастных особенностей и возможностей
ребёнка; в то же время содержит большой развивающий потенциал. На
занятиях ребёнок знакомится с лабораторным оборудованием, приобретает
навыки работы с химической посудой и учится проводить простейшие
химические эксперименты с соблюдением правил техники безопасности. В
качестве химических реактивов используются вещества, знакомые детям:
поваренная соль, питьевая сода, уксус, лимонная кислота, активированный
уголь и т.д
С учетом психологических особенностей детей младшего школьного
возраста курс построен по принципу позитивного эгоцентризма, то есть от
ребенка: «Я и вещества вокруг меня».
С целью поддержания интереса к занятиям и обеспечения доступности
изучаемого материала основным методом обучения выбран химический
эксперимент.
Изучение курса способствует решению следующих задач:
• развитие интереса к химии;
• формирование первоначальных понятий о веществах живой и
неживой природы;

• выработка навыков безопасного обращения с химической посудой
и веществами.
• подготовка учащихся к восприятию нового предмета, сокращение
и облегчение адаптационного периода.
При реализации данной образовательной программы предусмотрено
большое количество практических работ с использованием современного
специализированного лабораторного оборудования.
1.2. Цель дополнительной образовательной программы: развитие
наблюдательности, творческого потенциала и индивидуальных способностей
обучающихся.
Изучив данный курс образовательной дополнительной программы
обучающийся должен
Знать: состав и свойства веществ и предметов, окружающих его в
повседневной жизни,
уметь:
• проводить химический эксперимент;
• соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными препаратами, средствами гигиены, препаратами бытовой химии, при работе в лаборатории;
• готовить растворы, проводить простейший анализ.
Формами контроля усвоения материала являются отчеты по практическим работам, творческие работы, выступления на семинарах, презентации
по теме в программе MS Power Point и т. д.
Подготовка слайд-презентации предусматривает освоение умений и
навыков работы с данной программой.
Обучающийся выполняет задания в индивидуальном темпе, сотрудничая
с учителем.
Работа над проектами создает ситуацию, позволяющую реализовать
творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного
мнения, своего стиля деятельности.
Обучающийся включен в реальную творческую деятельность,
привлекающую новизной и необычностью это становится сильнейшим
стимулом познавательного интереса.
Одновременно развиваются способности выявлять проблемы и
разрешать возникающие противоречия.
Планируется представление работ в учебной деятельности при изучении
соответствующих тем, использовать материалы при проведении внеклассных
мероприятий.
Срок реализации программы: 1 год.
Форма работы индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий,
лабораторных опытов).

№
п/п

1
2

3
4
5
6
7

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
Название раздела
КоТеория Практи- Формы
личека
контроля
ство
часов
Введение
1
1
Опрос, беседа,
наблюдение
Опрос, диагноХимическая лаборато- 7
4
3
стика, тестирория
вание
Наблюдение,
Моделирование
1
1
беседа
Опрос, тестиХимия и планета Зем- 10
5
5
рование
ля
Беседа, опрос,
История химии
4
4
наблюдение
Опрос, беседа,
Химия в быту
7
5
2
диагностика
Итоговая аттеОбобщение знаний
3+1
3
1
стация
Всего
34
34
23
23 11
11

1.3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО)
ПЛАНА
Введение (1 час)
Химия – наука о веществах. Вещества вокруг нас.
Теория: краткие сведения из истории развития химической науки от
отдельных знаний до целенаправленного изучения веществ и процессов.
Тема №1. Химическая лаборатория (7 часов)
Теория:
Правила техники безопасности.
Химическая лаборатория.
Химическая посуда.
Лабораторный штатив.
Спиртовка.
Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой
помощи при химических ожогах и отравлениях.
Экскурсия.
Практика: практические работы

№ 1 Правила ТБ при работе в кабинете химии.
№ 2 Знакомство с химической лабораторией.
№ 3 Признаки и условия химических реакций.
Тема №2. Моделирование (1 час)
Практика: модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Химические модели: предметные, знаковые или
символьные. Химические знаки и формулы.
Практическая работа № 4 «Собирание моделей молекул воды, углекислого и угарного газов, метана, аммиака, хлорида натрия»
Тема №3. Химия и планета Земля (10 часов)
Теория:
Состав атмосферы. Кислород как важнейший компонент атмосферы.
Углекислый газ и его значение для живой природы и человека.
Вода. Свойства воды.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Растворы насыщенные и ненасыщенные. Кристаллы.
Растворы с кислотными и основными свойствами.
Индикаторы. Растения – индикаторы.
Состав земной коры. Минералы и горные породы.
Природные ресурсы и их химическая переработка. Представление о рудах.
Химия и окружающая среда. Химическое загрязнение окружающей среды.
Практика: практические работы
№ 5 «Растворение в воде сахара, соли. Заваривание чая, кофе, приготовление
настоев, отваров.
№ 6 «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение
при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита»
№ 7 «Приготовление насыщенного раствора соли. Выращивание кристаллов».
№ 8 «Испытание индикаторами растворов соды, мыла, лимонной кислоты».
№ 9 «Испытание индикаторных свойств соков, отваров, варенья».
Тема №4. История химии (4 часа)
Теория:
Алхимический период в истории химии.
Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева
Жизнь и научная деятельность М.В. Ломоносова.
Химическая революция. Основные направления развития современной химии.
Тема №5. Химия в быту (7часов)

Теория: кухня
Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара.
Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты». Душистые вещества и приправы.
Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую
опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.
Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат
пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может
ли она быть опасной. Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.
Практика:
Практическая работа №10. «Белки, углеводы, жиры: значение для организма.
Витамины: А,В,С,Д, их значение. Обнаружение крахмала в муке, крупах,
картофеле. Превращение крахмала хлеба в глюкозу при пережёвывании.
Обнаружение жира в семенах подсолнечника, льна, орехах в сравнении с
чипсами. Изучение содержания витаминов в продуктах питания (изучение
упаковок). Обнаружение витамина С»
Теория: аптечка
Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно
закупоренной склянке. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного.
Необычные свойства обычной зелёнки.
Теория: ванная комната.
Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной
характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло».
Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые
опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств. Соль для ванны и
опыты с ней. Адсорбция. Экстракция. Очистка воздуха.
Практическая работа №11 «Сравнение поглощающих свойств
промокательной бумаги, активированного угля, кукурузных палочек.
Удаление чернильного пятна с помощью мела и одеколона. Очищение
воздуха с помощью питьевой соды».
Тема №6. Обобщение знаний (3+1часов)
Подготовка к проведению хим. вечера. Проведение праздника.
1.4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами являются:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению;

сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для
дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и
техники;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам
открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами являются:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системноинформационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон
окружающей действительности;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести
дискуссию;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их
реализации;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных
технологий для решения познавательных задач;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения научной
информации;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными
задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в
нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои
мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения,
признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем.
Предметными результатами являются:
умения пользоваться методами научного исследования явлений
природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;

умения обрабатывать результаты измерений, представлять результаты
измерений с помощью таблиц, графиков и формул;
умения обнаруживать зависимости между физическими величинами,
объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения структурировать изученный материал и естественнонаучную
информацию, полученную из других источников;
умения применять теоретические знания на практике, решать задачи на
применение полученных знаний.
2 Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы
аттестации
2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Для эффективной реализации программы имеется следующее материально-техническое обеспечение:
- Наличие кабинета. Площадь кабинета, мебель и освещение соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.
- Для размещения дидактического материала имеются: полки, стенды,
шкафы.
- Для организации занятий имеются: ученические столы, стол педагога,
школьная доска, ноутбук.
- Дидактическое обеспечение (наглядные, медиа-пособия).
- Цифровые лаборатории по физике
- Цифровые лаборатории по химии
Информационное и методическое обеспечение программы
- учебная литература (формулы, описания) по всем разделам программы;
- методические разработки открытых занятий;
- лекционные материалы;
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Занятия проводятся в групповой форме (всей группой), и сочетают теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть проводится в форме лекции, беседы, практическая
часть проводится в основном в форме практикума по решению задач (самостоятельно, коллективно, а также в форме лабораторного практикума.
На занятиях широко применяется проблемный метод, метод совместного
поиска решения, самоконтроля.

2.2. Формы аттестации/контроля
- педагогические наблюдения за активностью обучающихся в процессе
усвоения программы, их инициативностью и устойчивостью интереса к различным видам деятельности;
- фронтальное обсуждение с обучающимися записи условия задач, перевода единиц в СИ, физических законов, установлении границ применимости
законов и правил, выборе методов описания процессов во время демонстрационного и коллективного решения задач;
- самостоятельные работы;
- тестирование;
- конкурсы;
- зачетные занятия;
- конференции;
- проекты;
- лабораторный практикум.
3. Список литературы для педагога
1. Васильев В.П., Морозова Р.П., Кочергина Л.А. Практикум по аналитической химии: Учеб.пособие для вузов. — М.: Химия, 2000. — 328 с.
2. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. ГДР. 1974. Пер. с нем. — Л.: Химия, 1979. —
392 с.
3. Дерпгольц В.Ф. Мир воды. — Л.: Недра, 1979. — 254 с.
4. Жилин Д.М. Общая химия. Практикум L-микро. Руководство для студентов. — М.: МГИУ, 2006. — 322с.
5. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней
школе/ Беспалов П.И., Дорофеев М.В., Жилин Д.М., Зимина А.И., Оржековский П.А. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 229 с.
6. Кристаллы. Кристаллогидраты: Методические указания к лабораторным работам. Мифтахова Н. Ш., Петрова Т. Н., Рахматуллина И. Ф. — Казань: Казан. гос. технол. ун-т., 2006. — 24 с.
7. Леенсон И.А. 100 вопросов и ответов по химии: Материалы для
школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров: Учебное пособие. — М.: «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2002. — 347 с.
Список литературы для обучающихся
1. Васильев В.П., Морозова Р.П., Кочергина Л.А. Практикум по аналитической химии: Учеб.пособие для вузов. — М.: Химия, 2000. — 328 с.
2. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. ГДР. 1974. Пер. с нем. — Л.: Химия, 1979. —
392 с.
3. Дерпгольц В.Ф. Мир воды. — Л.: Недра, 1979. — 254 с.
4. Жилин Д.М. Общая химия. Практикум L-микро. Руководство для студентов. — М.: МГИУ, 2006. — 322с.

5. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней
школе/ Беспалов П.И. Дорофеев М.В., Жилин Д.М., Зимина А.И., Оржековский П.А. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 229 с.
6. Кристаллы. Кристаллогидраты: Методические указания к лабораторным работам. Мифтахова Н.Ш., Петрова Т.Н., Рахматуллина И.Ф. — Казань:
Казан. гос. технол. ун-т., 2006. — 24 с.
7. Леенсон И.А. 100 вопросов и ответов по химии: Материалы для
школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров: Учебное пособие. — М.: «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2002. — 347 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».