Программа воспитания МКОУ НСОШ 21-25г

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАЗДЕЛ I. «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА»
РАЗДЕЛ II. «ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ»
РАЗДЕЛ III. «ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
3.1. ИНВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
3.1.1. Модуль «Классное руководство»
3.1.2. Модуль «Школьный урок»
3.1.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»
3.1.4. Модуль «Самоуправление»
3.1.5. Модуль «Профориентация».
3.1.6. Модуль «Работа с родителями»
3.2. Вариативные модели
3.2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
3.2.2. Модуль «Экскурсии, походы»
3.2.3 Модуль «Безопасность жизнедеятельности»
3.2.4. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
3.2.5. Модуль «Школьные медиа»
3.2.6. Модуль «Волонтерская деятельность».
Раздел IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-9 КЛАССОВ
Инвариантные модули
Вариативные модули

3
5
7
11
11
11
13
14
15
16
16
17
17
19
20
21
23
23
25
28
28
28
30

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания МКОУ «Никитинская средняя
общеобразовательная школа» (далее - Программа) разработана в
соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа
воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального
учебно-методического
объединения
по
общему
образованию
с
Федеральными государственными образовательными стандартами (далее ФГОС) общего образования, Приказом «О внесении изменений в некоторые
федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования по вопросам воспитания обучающихся» (Минпросвещения
России, 2020, №172) Рабочая программа воспитания является обязательной
частью Основной образовательной программы основного общего
образования МКОУ НСОШ.
Программа направлена на решение проблем гармоничного вхождения
обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. Одним из результатов
реализации Программы станет приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение
обучающимися начальной школы личностных результатов, указанных во
ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и
обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности;
активное участие в социально - значимой деятельности. Программа
воспитания показывает, каким образом педагогические работники (учитель,
классный руководитель, заместитель директора, педагог дополнительного
образования, т.п.) могут реализовать воспитательный потенциал их
совместной с обучающимися деятельности и тем самым сделать школу
воспитывающей организацией. В центре Программы воспитания в
соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами (далее - ФГОС) общего образования находится личностное
развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных
аспектах развития России и мира. Программа воспитания — это не перечень
обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм
и методов работы с обучающимися.
Программа воспитания МКОУ НСОШ включает четыре основных
раздела:
1. Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного
процесса», в котором кратко описана специфика деятельности школы в сфере
воспитания: информация о специфике расположения школы, особенностях ее
социального окружения, источниках положительного или отрицательного
влияния на обучающихся,
особенностях контингента обучающихся,
3

оригинальных воспитательных находках школы, а также важных для школы
принципах и традициях воспитания.
2. Раздел «Цель и задачи воспитания», где на основе базовых
общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые
школе предстоит решать для достижения цели.
3. Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором школа
показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных
цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких
инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на
одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из
направлений воспитательной работы школы. Инвариантными модулями
здесь являются: «Классное руководство», «Школьный урок» «Курсы
внеурочной деятельности и дополнительного образования» «Работа с
родителями» «Детское самоуправление» «Профориентация». Вариативные
модули: «Ключевые общешкольные дела», «Детские объединения»,
«Школьные СМИ», «Экскурсии, походы», «Организация предметноэстетической среды», «Безопасность жизнедеятельности (пожарная
безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность,
профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения
инфекционных заболеваний».
Модули в Программе воспитания
располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной
работы школы. Деятельность педагогических работников МКОУ НСОШ
рамках комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения
Основной образовательной программы начального и основного общего
образования.
4. Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы»,
в котором показано, каким образом в школе осуществляется самоанализ
организуемой в ней воспитательной работы. Здесь приводится перечень
основных направлений самоанализа, который дополнен указанием на его
критерии и способы его осуществления.
К Программе воспитания прилагается ежегодный календарный план
воспитательной работы. Программа воспитания не является инструментом
воспитания: обучающегося воспитывает не документ, а педагогический
работник - своими действиями, словами, отношениями. Программа позволяет
педагогическим работникам МКОУ НСОШ скоординировать свои усилия,
направленные на воспитание младших и старших школьников.

4

РАЗДЕЛ I. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Процесс воспитания в образовательной организации основывается на
следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой
невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в
школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и
педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как
условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации
являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых
для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность
между классами, поощряется конструктивное меж классное и меж возрастное
взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в
рамках школьных классов, кружков, секции иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный
руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно
развивающую,
организационную,
посредническую
(в
разрешении
конфликтов) функции. Воспитание в школе – это процесс формирования
личности ребенка, в котором непосредственно участвуют педагоги школы,
школьники и их родители и социум.
Основные принципы сотрудничества педагогов и детей, которые
неукоснительно соблюдает наша школа, обеспечивают:
5

• соблюдение законности и прав детей и их семей;
• соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и семье;
• создание безопасной и психологически комфортной образовательной
среды как для детей, так и для взрослых;
• создание детско-взрослых объединений;
• системность, целесообразность и оригинальность воспитательных
мероприятий.
МКОУ НСОШ, образовательная деятельность осуществляется в
двухэтажном кирпичном здании по адресу: Свердловская область,
Верхнесалдинский район, д. Никитино, ул. Центральная д. 12
Ее местоположение определяет и функции школы - она является не
только образовательным, но и социокультурным центром деревни. В
настоящее время в школе 9 классов. В школе 11 учебных кабинета, в том
числе специализированные предметные кабинеты, мастерская, кабинет
информатики, кабинет химии, спортивный зал, игровая комната. Библиотека
обеспечена справочной, энциклопедической литературой, каждый ученик
имеет все учебники. Помещение библиотеки оснащено 8
посадочными
местами.
Для учащихся с ОВЗ и инвалидов обеспечен доступ к
информационным системам и информационно-телекоммуникационным
сетям в библиотечно-информационном центре и кабинетах информатики, в
соответствии с графиком работы кабинетов.
В учебных кабинетах есть подключение к сети Интернет через
беспроводную сеть. Сайт МКОУ НСОШ адаптирован для лиц с нарушением
зрения (слабовидящих).
В школе есть условия, обеспечивающих безопасность обучающихся во
время
пребывания
в
образовательной
организации:
система
видеонаблюдения, охрана, система оповещения, пожарная сигнализация. В
течении дня проводится влажная уборка коридоров и учебных помещений.
Доступ в здание школы обеспечен в соответствии с конструктивными
особенностями здания и сроками их последних реконструкций (капитальных
ремонтов).
В школе смонтированы широкие центральные входные двери, ширина
рабочего полотна двустворчатой двери не менее 1 м. Лестничные пролёты и
вход в школу оборудованы «желтыми полосами» - предупредительными
знаками для слабовидящих людей.
Учебные кабинеты школы, библиотека в достаточной мере оснащены
мебелью, необходимым современным оборудованием, дидактическими и
техническими средствами для успешной реализации теоретической и
практической частей общеобразовательных программ, соответствуют
санитарным правилам, нормам пожарной безопасности.
В деревне, в парке у школы, находится Памятник войнам ВОВ. Все
мероприятия патриотической направленности проводятся возле этого
мемориала.
6

В нашей школе есть свои традиции: линейка, посвященная Дню знаний,
День учителя, новогодние утренники, праздники, посвящённые дню
защитника Отечества, 8 марта, мероприятия ко Дню Победы, Последний
звонок и т.д.

7

РАЗДЕЛ II. «ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ»

Современный национальный идеал личности, воспитанной в школе, –
это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях российского народа.
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания
российских школьников, современный национальный идеал личности,
воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, — это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях российского народа.
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых
знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они
живут.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество,
природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая
цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное
развитие школьников, проявляющееся:
1. в усвоении ими знаний основных норм, которые общество
выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально
значимых знаний);
2. в развитии их позитивных отношений к этим общественным
ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3. в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной
динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий
педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему
саморазвитию.
Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором
успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, соответствующие уровням основного общего образования:
8

В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного
общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений школьников, и,
прежде всего, ценностных отношений:
− к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
− к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
− к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана
ему предками и которую нужно оберегать;
− к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
− к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем
и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
− к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему
будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного
труда;
− к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
− к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его
хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
− к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимно поддерживающие отношения, дающие
человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
− к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен
для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, связано с особенностями детей
подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в
системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую
значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной
позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст –
наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений
школьников.
Добросовестная работа педагогических работников, направленная на
достижение поставленной цели, позволит обучающемуся получить
9

необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше
ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений,
эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя
чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с
людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и
находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать
свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его
людей.
Задачи воспитания:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных
ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования,
организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной
деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать в использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
5) способствовать развитию детского самоуправления в начальной
школе через внедрение элементов ученического самоуправления на уровне
классных сообществ;
6) организовывать для школьников экскурсии, походы и реализовывать
их воспитательный потенциал;
7) организовать работу школьных бумажных и электронных СМИ,
реализовывать их воспитательный потенциал;
8) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
9) организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей.

10

РАЗДЕЛ III. «ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из
них представлено в соответствующем модуле.
3.1. ИНВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
3.1.1. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с
классом индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу
с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся
или их законными представителями.
Работа с классом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных
ключевых делах, оказание
необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной,
трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой,
профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны,
вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться в них, а с другой, - установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного
отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого
ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и
принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды
для общения.
- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные экскурсии, организуемые классными
руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей,
включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами
поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные
внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику
возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих
детям освоить нормы
и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в
11

специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах
по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения
сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями
школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при
необходимости) - со школьным психологом.
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
школьника, которую они совместно стараются решить.
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют
свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце года - вместе анализируют свои успехи
и неудачи.
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими учащимися класса;
через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение
в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
обучающимися;
- проведение педагогических консилиумов, направленных на решение
конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на
обучающихся;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев
их в иной, отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся:
- регулярное информирование родителей (законных представителей) о
школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям (законным представителям) обучающихся в
регулировании отношений между ними, администрацией образовательной
организации и учителями предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
12

- создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их детей.
3.1.2. Модуль «Школьный урок».
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
− установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
− побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
− привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
− использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
− применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
− включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
− организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
− инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести
навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
13

навык публичного выступления перед аудиторией,
отстаивания своей точки зрения.

аргументирования и

3.1.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и
дополнительного образования преимущественно осуществляется через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего
личностного развития социально значимые отношения, получить
опыт
участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детсковзрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов
общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание
накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация
воспитательного
потенциала
курсов
внеурочной
деятельности и дополнительного
образования происходит в рамках
следующих выбранных школьниками видов деятельности.
Познавательная Деятельность. Курсы внеурочной деятельности и
часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений направленные на передачу школьникам социально значимых
знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их
внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным
проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое
мировоззрение и научную картину мира («Основы финансовой
грамотности», «Проектная деятельность»).
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности и
создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации
школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей,
формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание
ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовнонравственное развитие а именно курс внеурочной деятельности «Гитара», и в
перспективе курс внеурочной деятельности «Соломка»
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности и
дополнительного образования, направленные на развитие коммуникативных
компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие
умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое
14

собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей
(«Шахматы» и др.).
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной
деятельности и дополнительного образования, направленные на физическое
развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему
здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на защиту слабых («Армейский
рукопашный бой»).
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и
дополнительного образования, направленные на развитие творческих
способностей школьников, воспитания у них трудолюбия и уважительного
отношения к физическому труду.
3.1.4. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим
работникам
воспитывать
в
обучающихся
инициативность,
самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
достоинства, а обучающимся - предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Поскольку обучающимся 5-9 классов не всегда удается самостоятельно
организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время
может трансформироваться (посредством введения функции педагогакуратора) в детско-взрослое самоуправление.
Самоуправление в начальной школе осуществляется следующим
образом:
На уровне школы:
- через чередование традиционных поручений (ЧТП), создаваемого для
участия каждого школьника по вопросам участия в делах школы и
самоуправления, а также взаимодействие со старшеклассниками.
- через деятельность, объединяющих инициативных обучающихся
классов для облегчения распространения значимой для школьников
информации и получения обратной связи от классных коллективов;
На уровне классов:
- через деятельность актива, представляющего интересы класса в
общешкольных делах и призванного информировать об основных
общешкольных делах.
На индивидуальном уровне:
- через чередование традиционных поручений (ЧТП), наставничество,
вовлечение младших школьников в планирование, организацию, проведение
и анализ общешкольных и внутри классных дел;
- через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за
классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
15

3.1.5. Модуль «Профориентация».
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
школьников;
диагностику
и
консультирование
по
проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб школьников.
Задача совместной деятельности педагога и ребенка - подготовить
школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности. Создавая профориентационное значимые проблемные
ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог
актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд
на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только
профессиональную, но и вне профессиональную составляющие такой
деятельности.
На внешнем уровне:
• экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные
представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих
эти профессии.
На уровне школы:
• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору
профессий,
прохождение
профориентационного
онлайнтестирования.
На уровне класса:
• циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
Индивидуальный уровень:
• индивидуальные консультации психолога для школьников и их
родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей детей,
которые могут иметь значение в
будущем в процессе выбора ими профессии.
3.1.6. Модуль «Работа с родителями».
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном
вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности
На групповом уровне:
• Общешкольный родительский комитет и Родительский клуб,
участвующие в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и социализации их детей;
16

• родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия
родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с
приглашением специалистов;
• родительские дни, во время которых родители могут посещать
школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о
ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
• общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
• семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей,
социальных работников и обмениваться
собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
• родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются
виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
• работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
общешкольных и внутри классных мероприятий воспитательной
направленности;
• индивидуальное консультирование с целью координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
3.2. ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ.
3.2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела».
Ключевые дела - главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно
педагогическими работниками и обучающимися. Это не набор календарных
праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с
педагогическими работниками в единый коллектив. Ключевые дела
обеспечивают включенность в них большого числа обучающихся и взрослых,
способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную
позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы
помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к
набору мероприятий, организуемых педагогическими работниками для
учеников. Вовлечение обучающихся в ключевые общешкольные
мероприятия
способствует
поощрению
социальной
активности
17

обучающихся, развитию позитивных межличностных отношений между
педагогическими работниками и воспитанниками, формированию чувства
доверия и уважения друг к другу.
Воспитательная работа по реализации модуля.
Содержание и виды деятельности
Формы деятельности
Вне образовательной организации:
Ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
Социально значимые
обучающимися и педагогическими работниками комплексы
проекты.
дел (благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой направленности), ориентированные на
преобразование окружающего школу социума;
Проводимые для жителей микрорайона и организуемые
Спортивные
совместно с семьями обучающихся виды спортивной и
состязания,
творческой деятельности, которые открывают возможности
праздники, фестивали,
для творческой самореализации обучающихся и включают их в представления ,
деятельную заботу об окружающих.
Всероссийские акции.
Посвященные значимым отечественным и международным
праздникам
На уровне образовательной организации:
Ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
Общешкольные
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со
праздники, школьный
значимыми для обучающихся и педагогических работников
проект
знаменательными датами и в которых участвуют все классы
начальной школы.
Связанные с переходом обучающихся на следующую ступень
Торжественные
образования, символизирующие приобретение ими новых
ритуалы. Посвящения
социальных статусов в школе и развивающие школьную
Фестиваль
идентичность обучающихся
образовательных
достижений.
Активное участие обучающихся и педагогических работников Церемонии
в жизни школы, защита чести школы в конкурсах,
награждения (по
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в жизни
итогам четверти, по
школы
итогам года)
На уровне классов:
Делегирование представителей классов в общешкольные
Выборные собрания
советы дел, ответственных за подготовку общешкольных
учащихся.
ключевых дел;
Реализация общешкольных ключевых дел;
Участие школьных
классов
Итоговый анализ общешкольных ключевых дел, участие
Отчетный час для
представителей классов в итоговом анализе проведенных дел
обучающихся,
на уровне общешкольных советов дела.
педагогов и
родителей.
На уровне обучающихся:
Вовлечение каждого обучающегося в ключевые дела школы
Распределение и
(по возможности) в качестве ответственного участника в роли: поручение ролей
постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов,
учащимся класса
корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование,
18

ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.)
Освоение навыков подготовки, проведения и анализа
ключевых дел;
Наблюдение за поведением обучающегося, за его
отношениями со сверстниками, старшими и младшими
обучающимися, с педагогическими работниками и другими
взрослыми.
Коррекция поведения обучающегося (при необходимости)
через предложение взять в следующем ключевом деле на себя
роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

Индивидуальная
помощь
обучающемуся (при
необходимости)
Организованные
ситуации подготовки,
проведения и анализа
ключевых дел.
Частные беседы с
обучающимся;
Включение в
совместную работу с
другими
обучающимися,
которые могли бы
стать хорошим
примером

3.2.2. Модуль «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогут школьнику расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных ситуациях. На экскурсиях и в походах создаются
благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и
ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда,
преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения
рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
Воспитательная работа по реализации модуля
Содержание и виды деятельности
Организация классными руководителями и
родителями обучающихся совместных видов
коллективной познавательной и спортивно оздоровительной деятельности.

Формы деятельности
- Регулярные пешие прогулки, экскурсии или
походы выходного дня по городу, в городской
музей, на выставки детского творчества, на
предприятие, на природу; - Интерактивные
занятия, сюжетно - ролевые игры с
распределением среди обучающихся ролей и
соответствующих им заданий, например:
«фотографов»,
«разведчиков»,
«гидов»,
«корреспондентов»,
«оформителей»;
Школьная утренняя зарядка; День ЗДОРОВЬЯ.

19

3.2.3. Модуль «Безопасность жизнедеятельности».
Модуль «Безопасность жизнедеятельности» реализуется через систему
классных часов, общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы.
Для каждого класса разработан перечень классных часов в рамках
данного модуля, представленный в и индивидуальных планах
воспитательной работы.
Для этого в образовательной организации используются следующие
формы работы:
− «Уроки доброты», классные часы, интерактивные игры для
формирования толерантного отношения друг к другу, умения дружить,
ценить дружбу;
− Интерактивные беседы для формирования у обучающихся культуры
общения (коммуникативные умения), формирование умение высказывать
свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае
ошибки;
− Реализация интегрированной программы «Мой выбор», направленной
на позитивное отношение к ЗОЖ;
− Реализация программ. дополнительного образования, направленных
на формирование ценностного отношения к своему здоровью, расширение
представления учащихся о здоровом образе жизни формировать потребность
в соблюдении правил здорового образа жизни, о здоровом питании,
необходимости употребления в пищу. продуктов, богатых витаминами, о
рациональном питании.
Организация профилактической работы ведется заместителем директора
по правопорядку, педагогом – психологом, заместителем директора по
воспитательной работе, а также в рамках уроков ОБЖ истории,
обществознания, права и литературы. Составление плана работы с
классными руководителями и обучающимися и родителями, программ
внеурочной деятельности, психолого – педагогического сопровождения (с
обучающимися,
родителями,
педагогами)
календарного
плана
воспитательной работы: акции, недели и др.
Проведение мероприятий в рамках недель и декад профилактики:
- тематические мероприятия по противодействию ВИЧ – инфекции;
- тематических недель личной безопасности;
- неделя профилактики употребления алкоголя «Будущее в моих руках»;
-декада профилактики правонарушений и т. д.
Выявление несовершеннолетних с проблемами в развитии, обучения и
адаптации, в социально опасном положении (диагностика психологическая и
педагогическая, социально – педагогическая).
Организация службы медитации – примирения. Организация
индивидуальной профилактической деятельности (вторичная профилактика).
Формы: Диагностика, консультирование, патронаж, организация
межведомственного взаимодействия) и др. Воспитание. Создание условий
20

для формирования просоциальной активности детей и подростков в качестве
проективного (защитного) фактора.
На индивидуальном уровне:
− Консультации, тренинги, беседы, диагностику.
− Выявление факторов, оказывающих отрицательное воздействие на
развитие личности и способствующие совершению им правонарушений.
− Помощь в личностном росте, помощь в формировании адекватной
самооценки, развитие познавательной и нравственно-эстетической и
патриотической культуры, в формировании навыков самопознания, развитии
коммуникативных и поведенческих навыков, навыков саморегуляции и др.
− Социально-психологические мониторинги с целью раннего выявления
проблем.
− Психодиагностическое обследование ребенка: определение типа
акцентуаций характера, уровня познавательного развития, выявление
интересов ребенка, уровня тревожности, особенности детско-родительских
отношений и др.
− Организация психолого - коррекционной работы.
− Оказание помощи в профессиональном самоопределении.
Формирование опыта безопасного поведения школьников;
— важнейшая сторона воспитания ребенка. Сегодня слабая подготовка
младших школьников в вопросах безопасного поведения в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного
движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной
гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются
причиной несчастных случаев и гибели детей. Процесс формирования опыта
безопасного поведения у младших школьников является важным этапом в
развитии ребенка. Осуществление же данного процесса воспитания будет
более продуктивным при включении учеников младшего звена в
разнообразные формы внеклассной и учебной деятельности.
3.2.4. Модуль «Организация предметно-эстетической среды».
Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы, при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир
обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля,
создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
обучающимся школы.

21

Воспитательная работа по реализации модуля.
Содержание и виды деятельности
Формирование наглядными средствами
положительных установок обучающихся
на учебные и внеучебные занятия
Размещение на стенах школы регулярно
сменяемых экспозиций для расширения
представлений
о
разнообразии
эстетического осмысления мира
Оборудование
спортивных,
оздоровительнорекреационных и игровых
площадок, доступных и приспособленных
для обучающихся.
Проявление фантазии и творческих
способностей, создающих повод для
длительного
общения
классного
руководителя со своими обучающимися.
Оформление пространства проведения
конкретных школьных событий.

Формы деятельности
Оформление
интерьера
школьных
помещений
(вестибюля,
коридоров,
рекреаций, залов и т.п.)
Выставки творческих работ обучающихся;
картин определенного художественного
стиля
фотоотчетов
об
интересных
школьных событиях.
Зоны активного и тихого отдыха в
свободном пространстве школы;
Совместное благоустройство классных
кабинетов силами педагогов, учащихся и
их родителей.

Событийный
дизайн
праздников,
церемоний,
торжественных
линеек,
творческих проектов, выставок, собраний,
конференций и т.п.
Благоустройство
различных участков Субботники,
генеральные уборки,
пришкольной территории.
конкурсы творческих проектов.
Акцентирование внимания обучающихся Стенды, плакаты, инсталляции
посредством
элементов
предметноэстетической среды на важных
для воспитания ценностях школы, ее
традициях, правилах.

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда образовательной
организации
обогащает
внутренний
мир
ученика,
способствует
формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает
стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком
школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой образовательной организации как:
− оформление интерьера школьных помещений (коридоров, лестничных
пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить
хорошим средством разрушения негативных установок обучающихся на
учебные и внеучебные занятия;
− размещение на стенах образовательной организации регулярно
сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им
реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами
друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в
образовательной организации (проведенных ключевых делах, интересных
экскурсиях, встречах с интересными людьми и т.п.);
22

− озеленение пришкольной территории;
− благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее
ученикам проявить свои фантазию и творческие способности, создающее
повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
− создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы,
гимн школы, эмблема школы, элементы школьного костюма и т.п.),
используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные
моменты жизни образовательной организации - во время праздников,
торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных
происходящих в жизни школы знаковых событий;
− акцентирование внимания обучающихся посредством элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания
ценностях образовательной организации, ее традициях, правилах.
3.2.5. Модуль «Школьные медиа».
Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися и
педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио- и
видеоинформации):
– развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование
навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации
обучающихся.
Административная группа для работы в социальных сетях работающая
на освещение и рекламу школьных мероприятий. Представители группы
пишут заметки, делают репортажи, берут интервью, снимают
короткометражные ролики. Публикуются их статьи в социальных сетях, на
сайте.
Формируются коммуникационные навыки, в том числе навыки
письменной коммуникации:
• Разновозрастная группа учащихся и консультирующих их взрослых,
целью которого является освещение (через школьный сайт, видео, через
группу в ВКонтакте, новости) наиболее интересных моментов школьной
жизни, популяризация культурно – творческой деятельности, кружков и
секций;
3.2.6. Модуль «Волонтерская деятельность»
Волонтёрство - это участие обучающихся в общественно-полезных
делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в
целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как
внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать
коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать,
эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим
образом:
23

на внешкольном уровне: − посильная помощь, оказываемая
школьниками пожилым людям, проживающим в микрорайоне расположения
образовательной организации; − привлечение обучающихся к совместной
работе с учреждениями социальной сферы (детские сады, детские дома, дома
престарелых, центры социальной помощи семье и детям) - в проведении
культурно-просветительских
и
развлекательных
мероприятий
для
посетителей этих учреждений; − участие обучающихся (с согласия родителей
(законных представителей) к сбору помощи для нуждающихся; на уровне
образовательной организации:
участие обучающихся в организации праздников, торжественных
мероприятий,
встреч с гостями школы. На базе образовательной организации создан
волонтерский отряд.

24

РАЗДЕЛ IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Самоанализ организуемой в образовательной организации, МКОУ
НСОШ, воспитательной работы осуществляется по выбранным самой
школой, направлениям и проводится с целью выявления основных проблем
воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется
ежегодно силами самой МКОУ НСОШ, с привлечением (при необходимости
и по самостоятельному решению администрации образовательной
организации) внешних экспертов. Основными принципами, на основе
которых
осуществляется
самоанализ
воспитательной
работы
в
образовательной организации, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных, таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между обучающимися и педагогическими
работниками;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования
воспитательной
деятельности
педагогических
работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов,
форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие обучающихся – это результат как социального
воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся.
Основными направлениями анализа, организуемого в образовательной
организации воспитательного процесса, могут быть следующие:
1.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития
обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный
анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждого
класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с
заместителем директора по воспитательной работе с последующим
обсуждением его результатов на заседании методического объединения
классных руководителей или педагогическом совете образовательной
организации.
Способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение. Внимание педагогических работников сосредотачивается на
следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного
25

развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие
проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились,
над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2.
Состояние организуемой в образовательной организации
совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе
которого осуществляется данный анализ, является наличие в
образовательной организации интересной, событийно насыщенной и
личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной
работе, классными руководителями, активом старшеклассников и
родителями, хорошо знакомыми с деятельностью образовательной
организации.
Способами получения информации о состоянии организуемой в
образовательной организации совместной деятельности обучающихся и
педагогических работников могут быть беседы с обучающимися и их
родителями, педагогическими работниками, лидерами ученического
самоуправления, при необходимости – мониторинг. Полученные результаты
обсуждаются на заседании методического объединения классных
руководителей или педагогическом совете образовательной организации.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их
классов;
- качеством организуемой в образовательной организации внеурочной
деятельности; - качеством реализации личностно развивающего потенциала
уроков;
- качеством существующего в образовательной организации
ученического самоуправления и детских общественных объединений;
- качеством проводимых в образовательной организации экскурсий,
экспедиций, походов;
- качеством профориентационной работы образовательной организации;
- качеством работы школьных медиа;
качеством
организации
предметно-эстетической
среды
образовательной организации;
- качеством взаимодействия образовательной организации и семей
обучающихся. Итогом самоанализа организуемой в образовательной
организации воспитательной работы является перечень выявленных проблем,
над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

26

Основные направления самоанализа воспитательной деятельности:
П/п
1

2.

Направление

критерии

Способ
получения
информации
Результаты
Динамика
Педагогическое
воспитания,
личностного
наблюдение (в
социализации и развития
протокол МО –
саморазвития
обучающихся наличие
обучающихся.
каждого
проблем)
класса
Состояние
Наличие
Беседы
с
совместной
интересной,
обучающимися и
деятельности
событийно
их родителями,
обучающихся и насыщенного педагогическими
взрослы
и личностно работниками,
развивающей лидерами класса
совместной
и школы, (в
деятельности протокол
обучающихся совещания,
и взрослых.
педсовета
–
результаты
качества
воспитания по
выбранным
показателям)

ответственные Оценочный

инструментарии

Классные
Методика Н.П.
руководители,
Капустина
заместитель
директора по
ВР
Заместитель
директора по
ВР Классные
руководители,
Активные
родители.

Анкеты
(опросы)
для
учащихся
и
родителей
по
итогам
проведения
воспитательных
мероприятий

27

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
НА УЧЕБНЫЙ ГОД
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МКОУ НСОШ
В соответствии с программой воспитания МКОУ НСОШ на 2021-2025
гг. в центре воспитательного процесса находится личностное развитие
обучающихся, формирование системных знаний о различных аспектах
развития России и мира, приобщение к российским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе,
формирование у них основ российской идентичности, ценностных установок
и социально-значимых качеств личности; их активное участие в социальнозначимой деятельности.
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ

Время
проведения

Втечение уч. года

Втечение уч. года

Сентябрь
Втечение уч. года
Втечение уч. года

Сентябрь –
октябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Дела, события, мероприятия

Классы

Модуль: «Классное руководство»
реализуется согласно
1-9
индивидуальным планам
воспитательной работы классных
руководителей.
Модуль «Школьный урок».
Реализуется согласно
1-9
индивидуальным планам работы
учителей-предметников.
Модуль «Внеурочная деятельность»
Согласно плану внеурочной
1-9.
деятельности
Модуль «Самоуправление».
Выбор актива класса. Распределение
1-9
обязанностей
Участие актива класса в подготовке и
1-9
проведении классных мероприятий
Участие актива класса в подготовке и
1-9
проведении общешкольных
мероприятий
Модуль «Профориентация»
Тематическая беседа «Успешность в
5-9
школе - успешность в профессии в
будущем»
Конкурс плакатов «Спасибо вам,
1-9
учителя!»
Тематическая беседа «Славься,
труд!» (о рабочих профессиях города
В. Салда и д. Никитино)
Профориентационная игра «Угадай
профессию

1-9

5-8

Ответственный.
Классные
руководители

Учителяпредметники
Зам директора по
ВР, учителя.
Классные
руководители
Классные
руководители.
Зам директора по
ВР.
Классные
руководители
Зам. Директора по
ВР. Классные
руководители.
Зам. директора по
ВР, классные
руководители
Зам. директора по
ВР, классные
28

Декабрь

Анкетирование «Выявление
профессиональной направленности»

9

Февраль

Школьный конкурс рисунков «Кем я
хочу быть?»

1-7

Февраль

Школьный конкур эссе «Профессия
моей мечты»

8-9

Февраль

Ток-шоу «Профессии с большой
перспективой»

8-9

Март

Конкурс проектов «Профессии моих
родителей»

8-9

Апрель

Анкетирование «Проблемы
учащихся по профессиональному
самоопределению».
Тематическая беседа «Куда пойти
учиться?»

Май
В течение
учебного года
В течение
учебного года
Согласно плану
проведения
родительских
собраний
Согласно плану
Постоянно

По требованию

В течение
учебного года (по
мере
необходимости

9

9

Индивидуальные консультации по
9
профессиональному определению .
(по плану профориентационной
работы)
Организация и проведение классных
5-9
часов по профориентационной
работе
Модуль «Работа с родителями
Проведение классных родительских
1-9
собраний
Участие родителей (законных
представителей) в областных
родительских собраниях.
Представление информации
родителям (законным
представителям) учащихся через
официальный сайт образовательной
организации и группу в ВКонтакте,
группы в других соц. сетях
Проведение индивидуальных
консультаций с родителями
(законными представителями)
обучающихся 1-9 классов
Работа Совета профилактики с
неблагополучными семьями
учащихся 1-9 классов по вопросам
воспитания и обучения детей

руководители
Педагог – психолог,
классный
руководитель.
Зам. директора по
ВР, классные
руководители
Зам. директора по
ВР, классные
руководители
Зам. директора по
ВР, классные
руководители
Зам. директора по
ВР, классные
руководители
Педагог - психолог
Зам. директора по
ВР, классный
руководитель
зам. директора по
ВР, классный
руководитель
Зам. директора по
ВР, классные
руководители
Директор, классные
руководители

1-9

Директор, классные
руководители

1-9

Директор, классные
руководители, зам
директора по ВР.

1-9

Директор, классные
руководители, зам
директора по ВР, зам
директора по УВР.
Директор, зам
директора по
правопорядку, кл.
руководители

1-9

29

ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
Время
проведения
1 сентября
Сентябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Февраль
Февраль
Март
Апрель

Май
Май

Май

Дела, события, мероприятия

Классы

Модуль «Ключевые общешкольные дела
Праздничное мероприятие «Здравствуй, 1-9
школа»
Конкурс поделок из природного
материала «Осенние фантазии»
Мероприятие, посвященное Дню матери
в России,
«100 пятерок для мамы» (26.11)
Мероприятие, посвященное Дню
Народного Единства, «Единство в нас»
(04.11)
Мероприятие, посвященное Дню героев
Отечества, «Место подвигу...» (09.12)
Мероприятие, посвященное Дню
Конституции, «Мы - граждане России»
(12.12)
Мероприятия «Чудеса под Новый год»
(для учащихся 1-4 классов»), «Маскишоу» (для учащихся 5-9 классов).
Мероприятие, посвященное Дню
дружбы, «Дружба начинается с улыбки»
(14.02)
Мероприятие, посвященное Дню
защитников Отечества, «К подвигу
солдата сердцем прикоснись» (23.02)
Мероприятие, посвященное
Международному женскому дню,
«Весенний праздник» (08.03)
Мероприятия, посвященные Дню
космонавтики, «Шаг во Вселенную»
(для учащихся 1-4 классов),
«Космический ринг» (для учащихся 5-8
классов) (12.04)
Мероприятие, посвященное
празднованию Дню Победы. (9. 05)
Торжественная линейка, посвященная
получению основного общего
образования (при условии проведения
данного мероприятия).
Организация летнего отдыха детей.

1-9
1-9

Ответственный.
Директор,
Зам директора по ВР
Кл. руководители.
Зам директора по ВР
Кл. руководители.
Зам директора по ВР
Кл. руководители..

1-9

Зам директора по ВР
Кл. руководители.

1-9

Зам директора по ВР
Кл. руководители..
Зам директора по ВР
Кл. руководители.

3-9

1-9

Зам директора по ВР
Кл. руководители..

1-9

Зам директора по ВР
Кл. руководители.

1-9

Зам директора по ВР
Кл. руководители.

1-9

Зам директора по ВР
Кл. руководители.

1-9

Зам директора по ВР
Кл. руководители.

1-9

Зам директора по ВР
Кл. руководители.
Зам директора по ВР
Кл. руководители.

1-9

1-9

Модуль «Школьные медиа»
1 раз в
Проведение уроков медиа безопасности
2-9
четверть
В течение
Видео- и фотосьемка проведения
1-9
учебного года классных мероприятий с целью создания

Зам директора по ВР
Кл. руководители.
Зам. директора по
ВР, Кл.руководители
Зам. директора по ВР,
Кл. руководители
30

портфолио класса
В течение
Создание группы класса в сети Интернет
5-9
Кл. руководители.
учебного года и организация дистанционного учебновоспитательного взаимодействия между
учащимися и классным руководителем
Модуль «Организация предметно- эстетической среды»
В течение
Оформление и обновление классных
1-9
Кл. руководители
учебного года уголков.
В течение
Оформление выставок рисунков,
1-9
Зам директора по ВР
учебного года фотографий, творческих работ,
Кл. руководители
посвященных событиям и памятным
датам.
В течение
Украшение кабинетов перед
1-9
Зам директора по ВР
учебного года праздничными датами (День знаний,
Кл. руководители
Новый год, День защитника Отечества,
Международный женский день, День
Победы).
В течение
Украшение школы перед праздничными
1-9
Зам директора по ВР
учебного года датами (День знаний, Новый год, День
Кл. руководители
защитника Отечества, Международный
женский день, День Победы).
В течение
Участие в озеленение школы, школьной
Зам директора по ВР
учебного года территории.
Кл. руководители
Модуль «Безопасность жизнедеятельности»
(пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность,
профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения
инфекционных заболеваний).
Сентябрь Мероприятия месячников безопасности
1-9
Зам директора по
февраль
(по профилактике детского дорожноправопорядку,
зам директора по
транспортного травматизма, пожарной
ВР, кл.
безопасности, информационной
руководители
В течение
Мероприятие «Когда мы вместе - мы
1-9
Кл. руководители.
учебного года непобедимы» (профилактика
экстремизма и терроризма)
В течение
Проведение декады пропаганды
1-9
Зам директора по
учебного года здорового образа жизни (профилактика
ВР.
распространения инфекционных
Кл. руководители.
заболеваний)
Модуль «Волонтерская деятельность».
Сентябрь
Участие в акциях: «Школьник»
2-9
Кл. руководители
(социальное-ориентированное
направление)
Сентябрь
Волонтерская акция «Поздравь с
1-2
Кл. руководители
праздником своего воспитателя!»
Октябрь
Волонтерская акция «Поздравь с
1-9
Кл. руководители
праздником учителей!»
Октябрь
«Открытка для пожилого человека»
1-5
Кл. руководители
(творческое направление)
Ноябрь
«Макулатура» (трудовое направление)
2-9
Кл. руководители
Декабрь-март «Помоги птицам зимой» (экологическое
1-9
Кл. руководители
31

Март
Май
Март-июнь

направление)
«Подари школе книгу»
«Открытка ветерану»
«Цветущий май» (посадка семян)
(трудовое направление)

1-9
1-9
1-9

Кл. руководители
Кл. руководители
Кл. руководители

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».